Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Интернет-интервью с А.Б. Кашеваровым
Консультант Плюс-Новороссийск > Справочная Правовая Система "КонсультантПлюс" > КонсультантПлюс - важные мероприятия!
EOL
Интернет-интервью с А.Б. Кашеваровым,
заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России:
"Влияние закона "О защите конкуренции" на финансовые рынки. Контроль за доминированием в сфере конкурентной среды в области здравоохранения, образования и социальных услуг"




Уважаемые посетители сервера!

Приглашаем вас принять участие в интернет-интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России корреспондентами компании "Консультант Плюс" будут заданы наиболее актуальные и интересные из присланных вами вопросов. Свои вопросы вы можете присылать до 18 июня.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

Задайте свой вопрос либо в этом топике - администратор его переадресует
Задавая вопрос обязательно указывайте


Ваше имя
Город / регион
Вопрос:


Сбор вопросов окончен

Полный текст интервью будет публиковаться на на сайте КонсультантПлюс, а также рассылается всем оформившим подписку на рассылку "Интернет-интервью"
EOL
Уважаемые посетители сервера!

22 июня состоялось интервью c заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андреем Борисовичем Кашеваровым. В интервью также принял участие начальник Управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС России Т.В. Нижегородцев.


Тема интервью: "Влияние закона "О защите конкуренции" на финансовые рынки. Контроль за доминированием в сфере конкурентной среды в области здравоохранения, образования и социальных услуг". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.


Сегодня, на современном этапе развития экономики России, вопросы защиты конкуренции стоят достаточно остро. Им придается особое значение. В прошлом году вступил в силу Федеральный закон N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который, объединив два закона: Закон РСФСР N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", установил единые нормы по защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг. Принятый Закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на этих рынках. В связи с этим 13 мая 2007 года были также приняты поправки в КоАП РФ, подразумевающие штрафы за антиконкурентное поведение и другие нарушения антимонопольного законодательства, например "картельное соглашение", за которое предусмотрено максимальное наказание. Введено также определение "соглашения". Имеется и ряд других новелл.


Предлагаем Вашему вниманию выдержки из интернет интервью.

КонсультантПлюс: Как сегодня работает Закон "О защите конкуренции", насколько эффективна правоприменительная практика?

Андрей Борисович Кашеваров: Поскольку Закон "О защите конкуренции" серьезно изменился, многие реалии, которые отсутствовали в предыдущей редакции, сейчас поменялись, в нем достаточно новелл. Но, если говорить о ключевых моментах новелл, которые позволяют влиять на ситуацию на отдельных рынках, в первую очередь следует сказать о коллективном доминировании. Вот обратите внимание: посевная уже давно прошла, а цены на бензин резко не взлетели. Где-то месяца полтора назад мы вывесили на нашем сайте информацию об анализе рынков нефтепродуктов, где в тридцати восьми субъектах Федерации были обнаружены признаки коллективного доминирования отдельных игроков на этом рынке. И если ФАС обнаружит, что цены на бензин начнут стремительно расти и, соответственно, будут неадекватны ситуации, то в этих случаях норма коллективного доминирования будет эффективно применяться в целях сдерживания роста цен на бензин.


А Евгений Шварц из Санкт-Петербурга интересуется: по какой форме подавать в ФАС перечень лиц, входящих в одну группу лиц, если сделки, указанные в статьях 27 - 29 Закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц? Утверждена ли такая форма ФАСом?

А.Б.: На данном этапе того, что предложил ЦБ в рамках инструкции, вполне достаточно. Все необходимые доработки должен внести закон о потребкредитовании, в котором, на наш взгляд, должно содержаться требование о раскрытии эффективной ставки в кредитных договорах всеми банками без исключения. Эффективная ставка должна максимально учитывать все расходы заемщика, связанные с обслуживанием кредита. Однако если банк обязует заемщика что-то застраховать и размер страховой премии при этом не искажен соглашением между банком и страховщиком, то, пожалуй, эти расходы в эффективную ставку включаться не должны. Также в расчет этой ставки не должны включаться и комиссии другим третьим организациям, например оценщикам. Иными словами, эффективная ставка должна быть связана только с банковским продуктом, а не с дополнительными встроенными вещами. Но банк должен быть обязан в этом случае довести информацию обо всех связанных с кредитом дополнительных платежах общей суммой наравне с эффективной банковской ставкой.

Что касается влияния раскрытия эффективной процентной ставки. Указание Банка России N 1759-У повлияет на рынок потребкредитования только положительно. По моему мнению, банки должны начать "вскрывать" эффективные кредитные ставки. Рынок станет прозрачнее и понятнее, что рано или поздно приведет к постепенному снижению ставок. Правда, некоторые выберут другой путь - совместные программы со страховщиками, что, в общем-то, уже происходит. Ставки по кредитам просто перетекут в страховые премии по страхованию залогового имущества.

Насчет формы представления перечня лиц, входящих в одну группу, могу сказать, что она утверждена Приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 "Об утверждении Формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу". Ее можно найти на сайте ФАС России по адресу: http://fas.gov.ru/merger/10479.shtml.

КонсультантПлюс: Сергеев Александр из Саратова спрашивает: почему застраховать сегодня машину, купленную в кредит, можно, несмотря на ст. 14.32 КоАП, только в той страховой компании, которую предложит банк-кредитор? Банкиры говорят, что не стоит ожидать массовых изменений условий страхования на рынке автокредитования, даже если заемщики выиграют несколько дел против банков. Будет ли ФАС заниматься данным вопросом?

А.Б.: В настоящее время в производстве ФАС есть дела о сговоре страховщиков и банков. Могу припомнить несколько: банк "Авангард" и страховая компания "Авангард-Гарант" и два дела по банку "Уралсиб" и его страховой компании. Но думаю, что уже в июле количество возбужденных дел резко увеличится. Буквально на днях мы закончили анализ отчетов наших территориальных управлений об итогах массовой проверки страховщиков, проведенной в конце прошлого года. Теперь мы направили теруправлениям письма с требованием предоставить нам информацию об определенной категории соглашений между банками и страховщиками. А дальше уже будем решать вопрос о возбуждении дел. Речь идет о тех соглашениях, где предметом договоренности является согласование тарифов по страхованию залогового имущества. По предварительной информации, в отдельных регионах до семи-восьми банков имеют такие соглашения со страховщиками. Как правило, это крупные, многофилиальные банки, названия которых я раскрыть пока не могу.

Для нас в данном случае важна не сама компенсация банку, а односторонняя фиксация банком страховых тарифов. Тарифы должны рождаться из конкуренции между страховщиками, а не вытекать из соглашения между банком и страховщиком. После того как в октябре прошлого года изменился Закон о конкуренции, вопрос компенсации стал абсолютно непринципиальным, потому что 11-я статья нового Закона позволяет нам квалифицировать это несколько иначе. А именно как навязывание невыгодных условий страхования. Это обстоятельство является, например, предметом рассмотрения соглашения между банком "Авангард" и страховой организацией "Авангард-Гарант". Там получалось, что, если авария случилась по вине страхователя, ему страховое возмещение выплачивалось не стопроцентно, а лишь в 50-процентном размере. В этом случае нам необходимо определить, являются такие пункты договора навязыванием невыгодных условий заемщику, взявшему кредит со встроенным страховым продуктом, или нет.

Теперь по поводу ситуации, когда заемщику предлагается страховая компания, предложенная банком-кредитором. Мы смотрим на предмет соглашения с точки зрения тех пунктов нового законодательства, которые могут или не могут быть предметом нашего рассмотрения. Во-первых, это согласование тарифов между банком и страховщиком. Во-вторых, это навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. И, в-третьих, это необоснованное установление различных тарифов на один и тот же товар. Например, если страховщик по соглашению с банком устанавливает один тариф на свои услуги для заемщиков банка, а для сторонних клиентов на тот же продукт будет уже другой тариф, это также является нарушением нового Закона о конкуренции.

О нашем отношении к тому факту, что большинство банков сотрудничает с ограниченным количеством так называемых аккредитованных страховщиков, у которых клиент может застраховаться. По этому вопросу мы высказали свою позицию еще на Экспертном совете и принципиально ее не меняли. Да, мы считаем, что возможен некий перечень страховых организаций, но он должен формироваться на основе тендера или даже просто опубликования каких-то условий, важных для банка. Условия тендера должны быть публичными. При этом список страховых организаций, сформированный по итогам тендера, не должен быть закрытым. Если страховщик удовлетворяет выдвинутым банком условиям, но в тендере не участвовал, его полисы все равно должны приниматься банком при выдаче кредитов. Вдобавок и Указание Банка России N 1759-У также отменяет необходимость обязательной оценки банками финансового положения страховщика при создании резервов, поэтому схемы по созданию закрытого пула аккредитованных компаний при банке должны быть отменены


Полный текст интервью читайте на сайте КонсультантПлюс
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.