Аннотации к судебным решениям в КонсультантПлюс

Аннотации с обстоятельствами дела и решением суда в КонсультантПлюс экономят время юриста! В короткой аннотации дана вся важная информация из судебного решения. Аннотации включены прямо в список судебных решений, которые вы получаете по запросу. Узнайте больше об этом и других преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super

Правовые новости. Коротко о важном от 03.06.2013


• ГОСУДАРСТВО
Проект Федерального закона N 142750-6
"О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Изъятие земельных участков для размещения объектов, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу, будет проводиться по упрощенной процедуре

29 мая Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон). На стадии рассмотрения Госдумой данный Закон проходил как проект Федерального закона N 142750-6. В Законе устанавливаются особенности трудового, миграционного, рекламного законодательства и иных его отраслей, которые позволят провести указанные выше спортивные мероприятия.

Одно из направлений подготовки к проведению спортивных мероприятий - строительство необходимых объектов инфраструктуры. В ст. 2 Закона к ним отнесены объекты спорта, объекты транспортной, социальной, инженерной и иных инфраструктур (далее - объекты инфраструктуры). В целях строительства названных объектов в Законе установлены особенности изъятия земельных участков, на которых планируется такие объекты разместить.

В случае одобрения Закона он будет четвертым законом, в котором установлены правила ускоренного изъятия земельных участков. Другие три - Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (далее - Закон "О Новой Москве"), Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ (далее - Закон "О Сочи") и Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ.

Сфера распространения новых правил изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости

В ст. 30 Закона определено, что новые особенности изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости будут применяться на территориях субъектов РФ, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.

Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) 29 сентября 2012 г. утвердила список городов, в которых будет проходить чемпионат мира по футболу 2018 г.: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Калининград, Волгоград, Саранск и Москва. Отметим, что данный перечень приведен только в документах FIFA (http://www.fifa.com/worldcup/russia2018/or...1717/index.html), но не закреплен в нормативных документах Российской Федерации.

Также на момент подготовки материала еще не утвержден перечень объектов инфраструктуры, который в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2013 N 282 "Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации" должно до 15 июня 2013 г. утвердить Правительство РФ. На сайте Минспорта России опубликован проект данного перечня (http://www.minsport.gov.ru/documents/norma...phrase_id=30556).

Новые правила изъятия земельных участков и объектов недвижимости будут действовать со дня вступления Закона в силу и до 31 декабря 2017 г. В соответствии со ст. 58 Закона он вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Нормы об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости будут распространяться также на пользователей земельных участков, которым эти участки принадлежат на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, пожизненного (наследуемого) владения.

Особенности изъятия земельных участков и иных объектов недвижимого имущества

Ниже будут рассмотрены особенности процедуры изъятия земельных участков, устанавливаемые Законом. Напомним, что общая процедура изъятия земельных участков для публичных нужд регламентирована ст. ст. 279 - 283 ГК РФ и ст. ст. 49, 55, 57, 63 ЗК РФ. Подробно с этой процедурой можно ознакомиться в материале "КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 23 апреля 2013 года".

1. Принятие решения об изъятии недвижимого имущества

Решение об изъятии земельного участка или объекта недвижимого имущества для размещения объектов инфраструктуры принимается уполномоченными органами госвласти или местного самоуправления в зависимости от того, какие объекты инфраструктуры (федерального, регионального или местного значения) планируется там разместить.

Если в государственном кадастре недвижимости содержатся неполные сведения об изымаемом земельном участке или такие сведения отсутствуют вовсе, то уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления смогут выступать заказчиками проведения кадастровых работ для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и участвовать в согласовании местоположения его границ. Доверенность от правообладателя участка для этого не потребуется. Схожая норма содержится и в ч. 20.2 ст. 15 Закона "О Сочи". Отметим, что в ч. 6 ст. 9 Закона "О Новой Москве" определен иной порядок действий в данном случае: такой участок можно не ставить на кадастровый учет, достаточно отразить его на схемах земельных участков.

Решение об изъятии в течение семи дней со дня принятия должно быть опубликовано в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов субъекта РФ, и размещено на его официальном сайте (ч. 15 ст. 30 Закона). Если земельные участки относятся к категории земель сельхозназначения и находятся в долевой собственности, то решение публикуется также по правилам Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

По общему правилу, установленному в п. 4 ст. 279 ГК РФ, решение об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации в ЕГРП. Как правило, при ускоренном порядке изъятия земельных участков эта норма не применяется или применяется с уточнениями. Например, в соответствии с ч. 17 ст. 15 Закона "О Сочи" решение об изъятии земельного участка не подлежит госрегистрации, а согласно ч. 17 ст. 9 Закона "О Новой Москве" нет необходимости регистрировать решение об изъятии земельного участка, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРП.

Однако в Законе не зафиксированы исключения из данного правила. Отсюда можно сделать вывод, что решение об изъятии земельных участков для размещения объектов инфраструктуры в любом случае подлежит госрегистрации. Отметим, что при отсутствии сведений о земельном участке в ЕГРП регистрация решения о его изъятии невозможна, что подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 06.04.2011 N КГ-А41/2354-11, от 04.04.2011 N КГ-А40/1375-11).

После принятия соответствующего решения уполномоченные органы обязаны оценить изымаемое имущество в соответствии с Федеральным законом от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

2. Изъятие недвижимого имущества

Рассматриваемым Законом устанавливаются сокращенные сроки для проведения процедуры изъятия. На заключение соглашения об изъятии собственникам (пользователям) земельных участков или иного недвижимого имущества дается три месяца с момента предоставления им проекта такого соглашения. По истечении указанного срока уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (ч. 23 ст. 30 Закона). Напомним, что по общему правилу между уведомлением собственника о том, что принято решение об изъятии земельного участка, и непосредственным изъятием участка должен пройти минимум один год (п. 2 ст. 63 ЗК РФ).

Также в Законе установлены сокращенные сроки для апелляционного обжалования решений суда об изъятии земельных участков (недвижимого имущества), а также о выплате выкупной цены, возмещении убытков, предоставлении иного имущества взамен изымаемого. Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после дня принятия судом первой инстанции данного решения и подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня истечения срока апелляционного обжалования данного решения. Напомним, что по общему правилу срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц (ч. 1 ст. 259 АПК РФ и ч. 1 ст. 321 ГПК РФ), а сроки рассмотрения жалобы - от двух до трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы в суд, в зависимости от того, какой суд рассматривает жалобу (см. ст. 267 АПК РФ и ст. 327.2 ГПК РФ).

3. Компенсация потерь, вызванных изъятием недвижимого имущества

Закон не очень детально регулирует правила определения выкупной стоимости имущества (или определения стоимости иного имущества, предоставляемого в качестве компенсации). В этом проявляется его существенное отличие от Законов "О Новой Москве" и "О Сочи", в которых очень подробно прописана процедура согласования выкупной цены.

Например, в соответствии с ч. 26 ст. 15 Закона "О Сочи" выкупная цена объектов недвижимости не может превышать размеров, установленных в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и убытков, вызванных их изъятием.

В Законе же определены только правила оценки рыночной стоимости прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, которые повторяют аналогичные правила, закрепленные в Законах "О Сочи" и "О Новой Москве".

Иных правил определения выкупной цены в Законе не содержится, поэтому можно сделать вывод о том, что к таким отношениям необходимо применять общие нормы об изъятии земельных участков. Напомним, в соответствии со ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

В п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Ознакомиться с текстом документа можно на сайте Госдумы.