КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном


Выпуск от 21.02.2012



Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться



КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг"

Посмотреть все "горячие" документы



  • ФИНАНСЫ
  • ЭКОНОМИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  • ГОСУДАРСТВО
• ФИНАНСЫ

Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 96
"О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5"

Изменен перечень НИОКР, расходы налогоплательщика на которые для целей налогообложения налогом на прибыль включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5

Указанный перечень, изложенный в новой редакции, содержит большее количество конкретных видов научных исследований и опытно-конструкторских разработок и разделен на укрупненные разделы - "Индустрия наносистем", "Информационно-телекоммуникационные системы", "Науки о жизни" (биотехнология, медицина, ветеринария), "Рациональное природопользование", "Транспортные и космические системы", "Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика".

Приказ ФНС РФ от 15.02.2012 N ММВ-7-6/87@
"Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронном виде"

Бухгалтерскую отчетность за первый отчетный период 2012 года в электронном виде необходимо формировать в соответствии с новыми требованиями

Утвержден формат передачи в электронном виде данных бухгалтерской отчетности организаций.

Новый формат (часть CV, версия 5.03) разработан с учетом изменений, внесенных в "бумажные" формы бухгалтерской отчетности. Внесение изменений в формы бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина РФ от 05.10.2011 N 124н) было обусловлено, в частности, утверждением новых ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов", ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".

ФНС РФ

ФНС РФ рекомендует начать использовать новую форму налоговой декларации по налогу на игорный бизнес тем налогоплательщикам, у которых есть объекты налогообложения данным налогом, признаваемые таковыми с 1 января 2012 года

Новая форма налоговой декларации утверждена Приказом ФНС РФ от 28.12.2011 N ММВ-7-3/985@. Приказ вступит в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в "Российской газете" (дата публикации - 15.02.2012).

В новой форме декларации учтены поправки в НК РФ, касающиеся, в том числе, расширения перечня объектов обложения данным налогом (включены пункты приема ставок тотализаторов и букмекерских контор, а вместо кассы тотализатора и букмекерской конторы теперь числятся их процессинговые центры).

Сообщается, что налогоплательщики, зарегистрировавшие в налоговых органах указанные объекты налогообложения, могут воспользоваться новой формой налоговой декларации за налоговый период - январь 2012 года (дата представления в налоговые органы - не позднее 20 февраля).

Банка России от 06.02.2012 N 14-Т
"О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору "Принципы совершенствования корпоративного управления"

"Принципы совершенствования корпоративного управления", рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору, могут быть использованы в рамках анализа деятельности кредитных организаций

Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) представляет собой форум, обеспечивающий постоянное сотрудничество по вопросам банковского надзора. В состав комитета входят, в частности, представители Бельгии, Канады, Китая, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, России, Испании, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов.

БКБН на протяжении длительного времени работает над развитием надлежащих методов корпоративного управления в банковском секторе. Рекомендации БКБН представляют собой основу, опираясь на которую национальные надзорные органы могут способствовать обеспечению надлежащего корпоративного управления в кредитных организациях своих стран. Принципы служат ориентиром и для самих кредитных организаций, предпринимающих усилия для совершенствования своего корпоративного управления.

В Письме Банка России приводится неофициальный перевод документа "Принципы совершенствования корпоративного управления", октябрь 2010 года. Сообщается, что документ на английском языке доступен на web-сайте Банка международных расчетов.

Банка России от 14.02.2012 N 21-Т
"О Генеральном соглашении "Об общих условиях заключения договоров РЕПО на рынке ценных бумаг", утвержденном Саморегулируемой организацией "Национальная фондовая ассоциация"

Кредитные организации могут использовать в своей деятельности Генеральное соглашение "Об общих условиях заключения договоров РЕПО на рынке ценных бумаг"

Указанное Генеральное соглашение разработано на основании Стандарта Саморегулируемой организации "Национальная фондовая ассоциация" "Примерные условия договоров РЕПО на российской финансовом рынке", согласованного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Генеральное соглашение обеспечивает возможность применения участниками российского финансового рынка механизма определения нетто-обязательств по договорам репо в рамках процедуры банкротства, а также решает вопрос стандартизации договорной базы, что минимизирует системные и кредитные риски и издержки сторон при заключении данного вида договоров.

Текст Генерального соглашения размещен на официальном сайте Саморегулируемой организации "Национальная фондовая ассоциация" в сети Интернет, а также прилагается к письму Банка России.

• ЭКОНОМИКА

Приказ Минприроды РФ от 10.11.2011 N 882
"Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель водного фонда в земли другой категории и составе прилагаемых к нему документов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2012 N 23194.

Ходатайство о переводе земель водного фонда в земли другой категории подается в зависимости от принадлежности земель - в Минприроды РФ, в орган исполнительной власти субъекта РФ или в органы местного самоуправления

Заинтересованное лицо подает ходатайство с учетом состава и порядка подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

В документе раскрывается содержание ходатайства и перечень прилагаемых к ходатайству необходимых документов.

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2012 N 25-1/10/2-855

При переоформлении лицензии на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений лицензиату в заявлении следует указывать точные наименования работ (услуг) в рамках указанной деятельности

Минздравсоцразвития РФ информирует о новых требованиях по лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Сообщается, в частности, что:

в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат: оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений; фармацевтическая деятельность;

с учетом новых положений о лицензировании ранее выданные лицензии на фармацевтическую деятельность, на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на культивирование наркосодержащих растений подлежат переоформлению. Переоформление лицензии может осуществляться путем:

внесения изменений в лицензию с указанием решения лицензирующего органа о переоформлении лицензии (если не требуется внесения изменений в приложения к лицензии);

одновременное внесение изменений в приложение (приложения) к лицензии (с указанием новых видов работ (услуг) или нового объекта (места) осуществления деятельности) и в лицензию;

одновременное оформление дополнительных приложений к лицензии (с указанием новых объектов) и внесения изменений в лицензию;

одновременное оформление новой лицензии и приложений к лицензии;

"упрощенный" порядок лицензирования фармацевтической деятельности предусмотрен только для медицинских организаций и их обособленных подразделений (центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики, амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

• СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.02.2012 N 1-П
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина В.В.Авдонина"

Инвалиды-чернобыльцы из числа сотрудников органов внутренних дел имеют право на ежемесячные денежные компенсации в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью до внесения изменений в законодательство

Конституционный Суд РФ признал не противоречащей Конституции РФ часть первую статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (устанавливает возможность и порядок выплаты суммы возмещения вреда большей, чем установленные данным законом твердые суммы денежной компенсации), поскольку содержащиеся в ней положения не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, ежемесячных денежных компенсаций в размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Постановление Конституционного Суда от 09.02.2012 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой"

Государственная гарантия в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории РФ распространяется на всех лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Конституционный Суд РФ признал положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории РФ в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.

Указ Президента РФ от 13.02.2012 N 181
"Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики"

Учреждена президентская стипендия для молодых ученых и аспирантов в размере 20 тыс. рублей в месяц

Стипендия учреждена в целях государственной поддержки молодых (до 35 лет) ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Стипендия назначается на срок до трех лет, при этом одному и тому же лицу стипендия может назначаться неоднократно. Общее число лиц, ежегодно получающих стипендию, не должно превышать в 2012 году 500 человек, а начиная с 2013 года - 1 тыс. человек.

Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 98
"О социальном показании для искусственного прерывания беременности"

Беременность, наступившая в результате изнасилования, будет являться единственным социальным показанием для искусственного прерывания беременности

Ранее к таким показаниям также относились:

наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав;

пребывание женщины в местах лишения свободы;

наличие инвалидности I - II группы у мужа или смерть мужа во время беременности.

• ГОСУДАРСТВО

Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 94
"О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами"

Товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы должны раскрывать информацию о своей деятельности таким же образом, что и коммерческие организации, управляющие жилыми домами по договору

ТСЖ и жилищные кооперативы должны раскрывать информацию на специальном сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ либо на сайте органа местного самоуправления. Кроме этого они должны размещать информацию на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме, и предоставлять информацию по запросу. Но, в отличие от управляющих организаций, ТСЖ и жилищные кооперативы не обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на своем собственном сайте.

Состав информации, подлежащий раскрытию ТСЖ и жилищными кооперативами, также имеет некоторые отличия, связанные с их организационно-правовым статусом, от информации, раскрываемой управляющими организациями. Помимо общей информации (наименование, почтовый адрес, режим работы органов управления и т.д.), бухгалтерской документации и информации, связанной с технологией обслуживания жилого дома, они должны публиковать, в частности, протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы содержания дома, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, информацию о размере обязательных платежей и взносов, установленных общим собранием, сведения об образовании резервного или иного специального фонда на проведение текущего и капитального ремонта.

Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 N 108
"Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", и оснований включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов"

Определены конкретные категории научных и инженерно-технических работников федеральных научных организаций и вузов, а также военнослужащих, которые могут быть приняты в жилищно-строительные кооперативы в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства"

В качестве требований к этим гражданам, которые в различных сочетаниях являются основаниями для принятия этих граждан в члены указанных ЖСК, определены:

стаж работы в соответствующей организации (отнесенной к научной организации - "лидеру", научной организации по приоритетным направлениям науки и техники, федеральному государственному вузу, осуществляющему подготовку специалистов по приоритетным направлениям модернизации экономики);

постановка этих граждан на жилищный учет;

отсутствие у них земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства;

возраст, наличие и количество детей.

Военнослужащие, помимо факта постановки их на жилищный учет и отсутствия у них упомянутого земельного участка, также не должны являться участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Отдельными решениями Правительства РФ граждане указанных категорий могут быть признаны имеющими право на принятие в члены жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" (и получающего земельные участки для строительства многоквартирных домов в безвозмездное срочное пользование) без учета перечисленных оснований.

Минэкономразвития РФ от 16.01.2012 N д07-43
"О разъяснениях по осуществлению деятельности энергоснабжающей организации"

В случае обращения отдельных собственников жилых помещений в многоквартирных домах энергоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета (в том числе индивидуальных приборов учета) используемых энергетических ресурсов

Это мнение Минэкономразвития РФ основано на анализе норм Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...", устанавливающих, в частности, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Разъяснения ФАС РФ от 23.03.2011 N АГ/10186
"По вопросу передачи финансовых средств за выдачу технических условий на установку приборов учета энергоресурсов и опломбирование присоединения приборов учета энергоресурсов"

ФАС РФ сообщает, что граждане не ограничены в выборе лица, осуществляющего опломбировку приборов учета энергоресурсов, и могут отказаться от данных услуг со стороны управляющей компании

В случае если в результате опломбировки приборов учета не управляющей компанией последняя будет ссылаться на это обстоятельство и осуществлять действия, ущемляющие потребителя ее услуг (в частности, отказываться принять показания таких приборов учета в качестве расчетных), то потребитель вправе защищать свои права предусмотренными законом способами (в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом по собственной инициативе и переизбрать управляющую компанию, а также обратиться в суд).

Признаки нарушения антимонопольного законодательства в данных действиях управляющей компанией могут быть усмотрены только в случае, если она занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

Письмо ФАС РФ от 01.12.2011 N АК/44573

По мнению ФАС РФ, ответственность за размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре должны нести рекламораспространитель и владелец рекламной конструкции

Сообщается, что на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается, в частности, размещение следующей информации:

наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица, независимо от указания или неуказания профиля деятельности данного лица, контактной информации, производимых или реализуемых товаров, иных сведений;

наименование товара, иные средства индивидуализации товара (в том числе товарный знак, логотип), независимо от указания или неуказания вида товара, мест реализации данного товара, описания его свойств и иных сведений.

При этом указание исключительно на профиль деятельности организации - "Аптека", "Супермаркет", "Салон красоты" (т.е. без указания обозначения, индивидуализирующего данную организацию, - наименования, товарного знака), в том числе с указанием направления движения к данным объектам, не подпадает под понятие рекламы, и размещение такой информации на опорах знаков дорожного движения Федеральный закон "О рекламе" не запрещает.

Также, несмотря на наличие возможности размещения рекламы на дорожных знаках, закрепленной в ГОСТ Р 52289-2004, подлежит применению запрет на размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, установленный в Федеральном законе "О рекламе".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 2
"О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Пленумом Верховного Суда РФ разъяснены особенности применения главы 12 Особенной части КоАП РФ "Административные правонарушения в области дорожного движения"

В частности, рассмотрены вопросы, касающиеся:

фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами;

признания государственных регистрационных знаков нестандартными и нечитаемыми;

квалификации действий, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления;

квалификации действий водителя, выразившихся в несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3
"О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации"

В некоторые постановления Пленума ВС РФ внесены изменения, касающиеся возможности использования в качестве дополнительных средств связи СМС-сообщений для извещения участников гражданского, административного и уголовного судопроизводства о месте, дате и времени рассмотрения дела в суде

Устанавливается, в частности, что извещение участников судопроизводства допускается, в том числе, посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.

Соответствующие изменения внесены, в числе прочих, в постановления:

от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству";

от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих";

от 17 сентября 1975 года N 5 "О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел".