КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 20.12.2011
КонсультантПлюс: "горячие" документы
    • ФИНАНСЫ
    • ЭКОНОМИКА
    • СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
    • ГОСУДАРСТВО
• ФИНАНСЫ
На территории РФ вводится МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", предусматривающий общие требования по представлению финансовой отчетности, рекомендации по ее структуре и минимальные требования по ее содержанию
Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия.
Согласно данному стандарту полный комплект финансовой отчетности включает:
- отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
- отчет о совокупном доходе за период;
- отчет об изменениях в капитале за период;
- отчет о движении денежных средств; и
- примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации;
- отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода в случае, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности или если оно реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.
Для обеспечения достоверности представляемой отчетности предприятие должно, в частности, избрать и применять учетную политику в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", а также обеспечить дополнительное раскрытие информации в тех случаях, когда соблюдения соответствующих требований МСФО (IFRS) недостаточно.
Полный комплект финансовой отчетности (включая сравнительную информацию) представляется, как минимум, на ежегодной основе.
Если дата окончания отчетного периода изменена, т.е. финансовая отчетность охватывает период больше или меньше одного года, предприятие должно раскрыть причину использования более продолжительного или короткого периода, а также отметить тот факт, что суммы, представленные в финансовой отчетности, не являются в полной мере сопоставимыми.
На территории РФ вводятся правила формирования отчетности в отношении запасов - МСФО (IAS) 2 "Запасы"
Стандарт содержит указания по определению затрат и их последующему признанию в качестве расходов, а также устанавливает способы расчета себестоимости, которые используются для отнесения затрат на запасы. Определена сфера применения стандарта, установлены правила оценки запасов (по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой цене продажи), а также предусмотрены требования к раскрытию соответствующей информации в финансовой отчетности.
Отчет, составленный в соответствии с вводимым на территории РФ МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств" должен содержать сведения о потоках денежных средств за отчетный период с разбивкой на потоки от операционной, инвестиционной или финансовой деятельности
В стандарте обоснована необходимость деления потоков денежных средств по видам деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой) и приведены примеры таких потоков.
Стандартом предусматриваются методы отражения сведений от операционной деятельности (прямой и косвенный метод), порядок отражения движения денежных средств на нетто-основе. Также определены особенности отражения сведений, в частности, о движении денежных средств по операциям в иностранной валюте; в связи с поступлением и выплатой процентов и дивидендов; инвестициями; изменением долей в связи с участием в дочерних предприятиях и т.д.
Вводимым на территории РФ МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" устанавливаются критерии выбора и изменения учетной политики, порядок учета и раскрытия информации об изменениях в учетной политике, а также изменениях в бухгалтерских оценках и корректировках ошибок
Стандарт устанавливает применяемую в документе терминологию, вводит принцип последовательности учетной политики, предусматривающий, в частности, необходимость выбора и применения учетной политики последовательно для аналогичных операций, прочих событий и условий. Если же какой-либо МСФО специально требует или допускает деление статей по категориям, то для каждой такой категории выбирается соответствующая учетная политика, которая также должна применяться последовательно.
Также стандартом, в частности, определены условия, при которых должны вноситься изменения в учетную политику, прописан порядок их применения и раскрытия необходимой информации, установлен порядок использования расчетных оценок активов и обязательств, определен порядок корректировки ошибок и раскрытия соответствующей информации.
Правила корректировки финансовой отчетности с учетом событий после окончания отчетного периода, в соответствии с международными стандартами, установлены МСФО (IAS) 10 "События после окончания отчетного периода"
К событиям после окончания отчетного периода относятся все события вплоть до даты утверждения финансовой отчетности к выпуску, даже если они произошли после опубликования данных о прибыли компании или других отдельных финансовых показателей.
Согласно стандарту организации обязаны корректировать суммы, признанные в финансовой отчетности, для отражения корректирующих событий после окончания отчетного периода (приведены примеры корректирующих и некорректирующих событий).
К корректирующим событиям относятся, в частности: урегулирование судебного спора, состоявшееся после окончания отчетного периода, в ходе которого подтвердился факт наличия у предприятия существующего обязательства на отчетную дату; получение информации после окончания отчетного периода, свидетельствующей или об обесценении актива на отчетную дату; банкротство покупателя, произошедшее после окончания отчетного периода.
Определено также, что предприятие должно раскрывать информацию (согласно установленному перечню) по каждой существенной категории некорректирующих событий после окончания отчетного периода, если такие события существенны и их нераскрытие может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности.
Требования к финансовой отчетности в отношении договоров на строительство, в соответствии с международными стандартами, определены в МСФО (IAS) 11 "Договоры на строительство"
Установлено, в частности, что для целей настоящего стандарта договоры на строительство включают:
- договоры о предоставлении услуг, непосредственно связанных со строительством объекта, например услуг по управлению проектом и услуг архитекторов;
- договоры на разрушение и восстановление объектов и восстановление окружающей среды после сноса объектов.
Требования стандарта, как правило, применяются в отдельности к каждому договору на строительство (за исключением определенных стандартом случаев).
Начиная с представления отчетности за 2011 год вводится в действие новая форма налоговой декларации по земельному налогу
С 1 января 2011 года плательщикам земельного налога не нужно представлять расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода. Декларация представляется один раз в год не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. С учетом данных изменений Приказом ФНС РФ утверждена новая форма налоговой декларации, порядок ее заполнения, а также формат передачи данных налоговой декларации в электронном виде.
Налоговая декларация по налогу на имущество за 2011 год, а также расчеты авансовых платежей по данному налогу, начиная с I-го квартала 2012 года, должны представляться по новым формам
Новые формы отчетности вводятся в действие в связи с изменениями в налоговом законодательстве, касающемся уплаты налога на имущество.
Приказом ФНС РФ утвержден также порядок заполнения форм отчетности по налогу на имущество и формат передачи данных отчетности в электронном виде.
• ЭКОНОМИКА
С 1 января 2012 года исключены требования обязательной маркировки класса энергетической эффективности для компьютеров, компьютерных электронных устройств и оргтехники
Данная поправка направлена на приведение отдельных положений Федерального закона "Об энергосбережении..." в соответствие с нормами Таможенного союза.
Кроме того, изменения внесены в:
Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году...";
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В частности, организация проведения саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году продлена до 31 июля 2012 года. Ранее организацию предусматривалось завершить до 1 января 2012 года.
Кроме того, действие Федерального закона от 27.12.2009 N 347-ФЗ "Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования" приостановлено с 31 декабря 2010 года по 1 января 2014 года (ранее - по 1 января 2012 года).
Установлен порядок оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств
Согласно утвержденным Правилам проведения технического осмотра транспортных средств техосмотр проводится операторами ТО, аккредитованными в установленном порядке для проведения техосмотра.
Проведение ТО осуществляется на платной основе в соответствии с договором, заключаемым владельцем транспортного средства и оператором ТО по типовой форме, утвержденной Минэкономразвития РФ.
Для проведения ТО заявитель обращается к любому оператору ТО в любой пункт ТО вне зависимости от места регистрации транспортного средства, представляет транспортное средство, документ, удостоверяющий личность, свидетельство о регистрации ТС или паспорт ТС.
Техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора ТО и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Минпромторгом РФ.
По завершении процедуры технического диагностирования оператор ТО оформляет и выдает заявителю диагностическую карту, и в случае если она содержит заключение о возможности эксплуатации ТС, оформляет и выдает заявителю талон ТО или международный сертификат ТО.
В приложениях к Правилам приведены требования, предъявляемые при проведении ТО к транспортным средствам отдельных категорий, и нормативы продолжительности технического диагностирования каждой категории транспортных средств.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.


Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 855
"О корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов часов"
С 1 января 2012 года в отношении отдельных видов часов изменяются ставки ввозных таможенных пошлин
По ставкам ввозных таможенных пошлин в размере 10 процентов от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 штуку будет осуществляться ввоз товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях 9102 11 000 0, 9102 12 000 0, 9102 19 000 0, 9102 21 000 0, 9102 29 000 0, 9102 91 000 0 и 9102 99 000 0. В настоящее время ставки пошлин для названных товаров составляют 20 процентов от таможенной стоимости, но не менее 3 евро за 1 штуку.
По 7 июля 2014 года включительно установлена специальная пошлина в размере 294,1 доллара США за 1000 килограммов в отношении карамели, ввозимой на территорию Таможенного союза
Действие специальной пошлины будет распространяться на товары, классифицируемые кодами 1704 90 710 0, 1704 90 750 0, 1806 90 500 1, 1806 90 500 2 ТН ВЭД ТС.
Установлено, что действие специальной пошлины не распространяется на ввоз карамели, происходящей из развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, за исключением Китайской Народной Республики (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао) и Турецкой Республики.
Решение вступает в силу по истечении тридцати календарных дней после дня его официального опубликования.
• СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Социальные выплаты, предусмотренные законодательством РФ лицам, подвергшимся радиации, в 2012 году будут проиндексированы с применением коэффициента 1,06
Правительством РФ утверждены размеры денежных компенсаций и иных выплат лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и сбросов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Размеры денежных выплат определены с учетом коэффициента индексации 1,06, установленного законом о федеральном бюджете исходя из уровня инфляции.
С 1 января 2012 года сотрудникам органов внутренних дел РФ одновременно с выплатой оклада месячного денежного содержания будет выплачиваться надбавка за особые условия службы в размере от 20 до 100 процентов должностного оклада
Среди условий службы, за которые предусмотрена надбавка, в частности:
- служба в центрах специального назначения сил оперативного реагирования, отрядах особого назначения, отрядах специального назначения территориальных органов МВД РФ (размер надбавки - до 100 процентов);
- служба на объектах хранения (уничтожения) химического оружия (до 100 процентов);
- служба в центральном аппарате МВД РФ (до 80 процентов);
- служба, связанная с практическим применением иностранных языков (до 20 процентов);
- служба в Москве и Московской области (до 65 процентов).
Если сотрудник имеет право на получение надбавок по нескольким основаниям, то размер этих надбавок суммируется, однако суммарный размер надбавки не может превышать 100 процентов должностного оклада.
Перечень должностей сотрудников, при замещении которых выплачивается надбавка, и размеры надбавки по этим должностям в установленных пределах определяются Министром внутренних дел РФ.
В целях обеспечения государственного регулирования цен на отдельные лекарственные препараты для медицинского применения утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год
Перечень включает указание на анатомо-терапевтическо-химическую классификацию (АТХ), а также названия лекарственных препаратов и лекарственных форм.
Повышающие коэффициенты стипендиального фонда для МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского Государственного Университета установлены в размере 1,4
Для находящихся в ведении Минобрнауки РФ федеральных и национальных исследовательских университетов размер коэффициента составил 1,25.
На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, производственные объекты, а также автостоянки
Роспотребнадзором разъяснены вопросы применения СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" с изменениями от 27 декабря 2010 года.
В частности, требование о запрете размещения предприятий торговли и общественного питания, производственных объектов, а также автостоянок на территории дворов жилых зданий относится к размещению новых объектов, но не распространяется на временно размещаемые объекты. Вместе с тем, существующие объекты не должны ухудшать условия проживания населения. Объекты торговли и общественного питания могут размещаться на первых этажах жилых зданий при условиях соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. Кроме того, помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.
По внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. То есть придомовую территорию нельзя использовать для объезда и проезда.
В подвальных и цокольных этажах жилых домов допускается устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок для автомашин и мотоциклов при условии герметичности потолочных перекрытий и оборудовании устройства для отвода выхлопных газов автотранспорта.
Станции технического обслуживания и мойки автомобилей и мотоциклов не могут быть размещены в жилых зданиях, так как требуют организации санитарно-защитной зоны.
Кроме того, сообщается о необходимости информирования населения и местных органов управления о недопущении использования мусоропровода или контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, для сбора отработанных источников света, содержащих в своем составе ртуть, в том числе при утилизации энергосберегающих источников света, содержащих ртуть.
• ГОСУДАРСТВО
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться зоны с особыми условиями использования земель
Порядок установления таких зон и использования земельных участков в их границах определяется Правительством РФ.
До 1 июля 2012 года продлен действующий порядок продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках
До указанной даты продлен также порядок переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения участков в собственность.
До 1 января 2015 года продлен порядок, допускающий предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования для осуществления рекреационной деятельности). Также до 1 января 2015 года продлено применение планов лесных участков (вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта, если до указанной даты кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся).
Собственникам объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, предоставлено право приобретения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений.
С 1 апреля 2012 года вступит в силу норма, устанавливающая основания расторжения в одностороннем порядке органами власти заключенного до 1 января 2011 года для целей строительства или реконструкции объекта недвижимого имущества договора аренды земельного участка в Москве и Санкт-Петербурге в случае существенного нарушения условий договора аренды или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора исходили при его заключении. Такими нарушениями и изменениями условий определены нарушение сроков строительства или отсутствие разрешения на строительство по истечении пяти лет со дня заключения договора. Установлены процедуры расторжения указанного договора (а также аналогичных договоров, заключенных с государственными или муниципальными учреждениями и предприятиями) и порядок компенсирования затрат строителей.
Установлены особенности государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, которые заключаются в том, что государственная регистрация осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижи! мого имущества, предусмотренным этим документом.
Военнослужащим и уволенным с военной службы после 1 января 2015 года гражданам предоставлено право приобретать в собственность жилье сверх установленной для этих категорий граждан нормы, с доплатой из собственных средств. Порядок осуществления им выплаты из бюджета и осуществления доплаты должен быть установлен Правительством РФ.
Уголовно-процессуальное законодательство должно конкретизировать срок домашнего ареста, определять основания и порядок его продления и ограничивать предельную продолжительность, в том числе с учетом срока содержания под стражей
Статья 107 УПК РФ ("Домашний арест") признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не отвечает перечисленным условиям.
Конституционный Суд РФ постановил также, что до вступления в силу федерального закона, вносящего в УПК РФ соответствующие изменения, для установления срока домашнего ареста, его продления и ограничения его предельной продолжительности, в том числе с учетом срока содержания под стражей, должны применяться положения статьи 109 этого Кодекса ("Сроки содержания под стражей").