КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 20.09.2011


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


    • ФИНАНСЫ
    • ЭКОНОМИКА
    • СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
    • ГОСУДАРСТВО
•ФИНАНСЫ
ФНС РФ от 07.09.2011 NЕД-4-3/14566@ "По отдельным вопросам, касающимся переходного периода"
В связи с изменениями,внесенными в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса РФ, ФНС РФ даны разъяснения по отдельным вопросам,касающимся переходного периода
В частности, сообщено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" данный Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Принимая во внимание, что Федеральный закон N 245-ФЗ опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2011 года N 159, при определении места реализации работ (услуг) нормы статьи 148 НК РФ в редакции Федерального закона N 245-ФЗ применяются в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 года. Иные сроки вступления в силу Федерального закона N 245-ФЗ в отношении отдельных его положений установлены, в частности, пунктом 7 статьи 4 данного Закона.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона N 245-ФЗ статья 164 НК РФ дополнена пунктами 3.1,9.1 и 11, а в подпункты 2.1, 2.3 и 2.7 пункта 1 данной статьи Налогового кодекса внесены соответствующие изменения.
Нормы Кодекса с учетом указанных дополнений и изменений (за исключением абзаца второго подпункта 2.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ), принимая во внимание установленный срок вступления в силу Федерального закона N 245-ФЗ, применяются в отношении работ (услуг),выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 года.
Для целей главы 21 Налогового кодекса РФ определение понятия "организация транспортировки природного газа", данное в абзаце втором 2.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, применяется начиная с 1 января 2011 года.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона N 245-ФЗ статья 165 НК РФ дополнена пунктами 4.1 и5.1, а в пункты 1 - 3, 3.1 - 3.8, 4 - 7 и 9 данной статьи Налогового кодексавнесены соответствующие изменения.
Принимая во внимание установленный пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 245-ФЗ срок вступления его в силу, порядок документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (с учетом указанных дополнений и изменений в Налоговый кодекс) при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 -2.8, 3, 3.1, 4, 5, 9, 9.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, применяется в отношении товаров отгруженных (переданных), работ (услуг), выполненных (оказанных)начиная с 1 октября 2011 года.
Письмо ФНС РФ от 08.09.2011 NЕД-4-3/14587@ "О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2011 N 03-11-09/55" (о применении УСН и ЕНВД в связи с изменениями, внесенными в ОКУН)"
ФНС РФ рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся порядка применения положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ с учетом изменений, внесенных в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93
В частности, сообщается следующее:
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами (законами) которых на уплату единого налога на вмененный доход переведена предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг (без выделения конкретных видов услуг), по видам бытовых услуг, включенным в ОКУН с 1 апреля 2011 года, обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход с начала очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с 1 июля 2011 года;
предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300ОКУН - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения", независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет,в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекса) следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг,которая соответственно подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
услуги соляриев предусмотрены по коду 019339 ОКУН, а услуги по уходу за телом и массажу тела - по коду 019338ОКУН. В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг соляриев и услуг массажных кабинетов относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
организации, за исключением медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений (профилактории, санатории,физкультурно-оздоровительные и иные лечебно-оздоровительные организации), атак же индивидуальные предприниматели, предоставляющие населению услуги,предусмотренные в подразделе 019300 ОКУН - "Услуги бань, душевых и саун.Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные,обрядовые услуги", вправе применять начиная с 1 июля 2011 года в отношении такой деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Следует иметь в виду, что согласно подпункту 3 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов,законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.25.1 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности,предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг парикмахерскими и салонами красоты (подпункт 37 пункта 2 статьи 346.25.1 Кодекса!) и в отношении услуг бань, саун, соляриев, массажных кабинетов (подпункт 51 пункта 2 статьи 346.25.1 Кодекса).
В случае, когда в соответствии с законами субъектов РФ и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения.


Указание Банка России от 14.09.2011 N 2692-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"
С 29 сентября 2011 года вступят в силу изменения, внесенные в Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации
В новой редакции излагаются наименования счетов N 40821 и 40903, которые теперь будут называться соответственно "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" и "Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа".
Соответствующие изменения внесены также в характеристику счетов.
Так, установлено, что назначение счета N 40903: учет средств для осуществления расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа. Счет пассивный.
Согласно внесенным изменениям на этом счете кредитные организации - операторы электронных денежных средств учитывают денежные средства, предоставленные клиентами (физическими лицами, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) для осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа на основании договора с клиентом. Порядок аналитического учета по данному счету определяется кредитной организацией. При этом аналитический учет должен обеспечить получение информации:
по операциям с чеками - по каждой организации и физическому лицу;
по операциям с предоплаченными картами - по каждой предоплаченной карте;
по операциям перевода электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа - по каждому договору с клиентом.
Информация Банка России от 14.09.2011
14 сентября 2011 года Совет директоров Банка России принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и изменить с 15 сентября 2011 года на 0,25 процентного пункта отдельные процентные ставки
Так, принято решение повысить с 15 сентября 2011 г. на 0,25 процентного пункта процентные ставки по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях и снизить на 0,25 процентного пункта процентные ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности, указанные в прилагаемой к Информации таблице.
Данное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в том числе обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, а также с учетом текущей конъюнктуры денежного рынка и действующих факторов формирования банковской ликвидности. Реализуемое решением сближение процентных ставок по отдельным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности Банка России должно способствовать ограничению волатильности процентных ставок денежного рынка в условиях риска возникновения ситуации недостатка рублевой ликвидности в банковском секторе.
С учетом текущих внутренних и внешних макроэкономических тенденций и эффекта реализованных в последние месяцы мер денежно-кредитной политики складывающийся уровень процентных ставок денежного рынка рассматривается Банком России как приемлемый для обеспечения на ближайшее время баланса между инфляционными рисками и рисками замедления экономического роста.
• ЭКОНОМИКА
Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 N 748
"О внесении изменений в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей"
В техническом регламенте по нефтепродуктам устанавливаются новые сроки перехода на экологические классы топлива
Классификация топлива, принятая в России, определяется количеством серы в его составе. Так, в бензинах 3-го класса содержится серы 150 мг/кг, 4-го класса - 50, а 5-го - всего 10 мг/кг. Таким образом, чем выше класс топлива, тем ниже концентрация вредных веществ в его составе и в продуктах сгорания. Эта классификация соответствует международной европейской классификации "Евро".
Изменениями, внесенными в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину...", вводятся следующие сроки перехода на экологические классы топлива:
класса 2 - до 31 декабря 2012 года (ранее - до 31 декабря 2010 года);
класса 3 - до 31 декабря 2014 года (ранее - до 31 декабря 2011 года);
класса 4 - до 31 декабря 2015 года (ранее - до 31 декабря 2014 года);
класса 5 - срок выпуска в оборот, как и ранее, не ограничен.
Из технического регламента исключен показатель "октановое число автомобильного бензина", который характеризует потребительские свойства топлива и не связан с его экологичностью и безопасностью.
Также определено, что изготовители и продавцы автомобильного бензина и дизельного топлива обязаны указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, в том числе на топливораздаточном оборудовании, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива, а также в кассовых чеках - класс этого бензина или дизельного топлива.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2011 N 882н
"О внесении изменений в приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 1081н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.09.2011 N 21733.
На 2011 год пересмотрено распределение по субъектам РФ размера квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию для работы
В частности, количество приглашений увеличено:
по Центральному федеральному округу - с 80967 до 86541 приглашения;
по Курской области - с 116 до 176 приглашений;
по г. Москве - с 44633 до 50451 приглашения;
по Псковской области - с 672 до 750 приглашений;
по Карачаево-Черкесской Республике - с 98 до 112 приглашений;
по Чувашской Республике - с 396 до 518 приглашений;
по Камчатскому краю - с 275 до 325 приглашений.
Количество приглашений снижено, в том числе:
по Белгородской области - с 356 до 331;
по Республике Башкортостан - с 3109 до 2799;
по Курганской области - с 243 до 235;
по Сибирскому федеральному округу - с 58229 до 57635.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2011 N 883н
"О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 1080н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.09.2011 N 21734.
На 2011 год пересмотрено распределение по субъектам РФ квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и квоты на работу по профессиям, специальностям и квалификациям
В частности, количество разрешений на работу увеличено:
по Центральному федеральному округу - с 397124 до 444148 разрешений;
по г. Москве - с 135351 до 181336 разрешений;
по Карачаево-Черкесской Республике - с 157 до 191 разрешения;
по Удмуртской Республике - с 1748 до 2623 разрешений;
по Чувашской Республике - с 867 до 1071 разрешения;
по Камчатскому краю - с 4794 до 6269 разрешений.
Уменьшено количество разрешений на работу:
по Республике Башкортостан - с 20394 до 19622;
по Курганской области - с 587 до 544;
по Красноярскому краю - с 20152 до 19873;
по Забайкальскому краю - с 17570 до 16915.
Приказ Минтранса РФ от 12.08.2011 N 210
"О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.09.2011 N 21758.
Дата вступления в силу "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" перенесена на 1 июля 2012 года
Ранее было установлено, что эти "Правила...", т.е. утвердивший их Приказ Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования. Приказ был опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 21.03.2011.
Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при его технической эксплуатации. В настоящее время эти вопросы регулируются "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденными МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ-756.
Письмо ФАС РФ от 13.07.2011 N АЦ/27041
"О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта"
ФАС РФ напомнил о способах исследования рынка и представления его результатов для обоснования предлагаемой государственным заказчиком начальной (максимальной) цены контракта
Как разъяснил ФАС РФ, изучение и исследование рынка подразумевает под собой анализ ценовых предложений нескольких компаний, осуществляющих деятельность на функционирующем конкурентном рынке, соответствующем предмету размещения заказа. Если для расчета начальной (максимальной) цены заказчик основывается на ценах одного производителя или прайс-листом одной компании, могут быть созданы условия участия в торгах, запросе котировок, ограничивающие количество участников размещения заказа, функционирующих на данном конкурентном рынке.
По мнению ФАС РФ, достаточным условием исполнения требований закона об обосновании начальной (максимальной) цены контракта, вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информация для ее обоснования, является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком, уполномоченным органом информации в виде таблиц, схем, текста и т.п. Законом не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов.
Росстандарта от 17.08.2011 N 130-42/2489
"О сроке годности"
В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" срок годности должен быть указан следующим образом: "Годен... (часов, суток, месяцев, лет)", "Годен до... (дата)", "Использовать (употребить) до... (дата)"
Росстандартом рассмотрен вопрос об установлении срока годности для пищевой продукции, предназначенной для организации питания в образовательных учреждениях.
По мнению Росстандарта, указание срока годности словами "не менее" является некорректным, так как при этом продукт может считаться пригодным к употреблению в течение неопределенно длительного времени, что стимулирует использование консервантов, и устанавливается препятствие для использования продукции с более короткими сроками годности.
Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки"
С 1 июля 2012 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 00_/2011)
Предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления его в силу, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года, за исключением таких документов, выданных или принятых до дня официального опубликования данного Решения Комиссии Таможенного союза, которые действительны до окончания срока их действия.
До 15 февраля 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными законодательством государств - членов Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным законодательством государств - членов Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, не допускается.
Комиссией Таможенного союза также утверждены:
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение Технического регламента;
Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований Технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
• СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Указ Президента РФ от 14.09.2011 N 1198
"О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики"
С 1 января 2012 года 2700 студентов и 300 аспирантов очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, смогут получать стипендию Президента РФ
Установлено, что размер стипендии для студентов составит 7000 рублей, а для аспирантов - 14000 рублей ежемесячно.
ПФ РФ от 12.09.2011
Если льготник уже подавал заявление об отказе от получения набора социальных услуг в натуральной форме и желает его получать в денежном эквиваленте и в последующие годы, обращаться в Пенсионный фонд не нужно
При этом сообщается, что в случае если льготник поменял свое решение и желает с 1 января следующего года опять воспользоваться набором социальных услуг или у него появилось право на их получение впервые, то до 1 октября нужно подать заявление в Пенсионный фонд.
Льготные категории граждан, имеющие право на получение социальных услуг, имеют право выбора - получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. При этом законодательством предусмотрена замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.
Пенсионный фонд РФ сообщает, что на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 апреля 2011 года направляется 750 рублей 83 копейки в месяц, в том числе:
обеспечение необходимыми медикаментами - 578 рублей 30 копеек;
предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний - 89 рублей 46 копеек;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 83 рубля 07 копеек.
• ГОСУДАРСТВО
Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 N 751
"О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"
Уточнены особенности работы с электронными документами в федеральных органах исполнительной власти
Определено, в частности, что электронные документы создаются, обрабатываются и хранятся в системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти, требования к которой устанавливаются Минкомсвязи РФ.
Документы, поступившие в орган государственной власти или созданные в нем бумажном виде, включаются в систему электронного документооборота после сканирования и создания их электронных образов.
Электронный документ должен быть оформлен по общим правилам делопроизводства и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттиска печати и государственного герба РФ.
При передаче электронных документов в другие государственные органы такие документы заверяются электронной подписью.
Письмо Минюста РФ от 01.08.2011 N 15/54357-ДК
Нотариальные палаты не вправе использовать изображение Государственного герба РФ на своих печатях
Такую позицию выражает Минюст РФ, аргументируя это тем, что нотариальные палаты не наделены государственно-властными полномочиями. Актов Президента РФ, предусматривающих возможность использования изображения Герба нотариальными палатами, также не имеется.