КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 12.07.2011


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


КонсультантПлюс: "горячие" документы

<Разъяснение> Росалкогольрегулирования от 08.07.2011 "Об оформлении документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом"

Посмотреть все "горячие" документы


  • ФИНАНСЫ
  • ЭКОНОМИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  • ГОСУДАРСТВО
• ФИНАНСЫ

"Положение о порядке ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов" (утв. Банком России 04.07.2011 N372-П)

Порядок бухгалтерского учета производных финансовых инструментов приводится в соответствие с требованиями МСФО

Банком России утверждено Положение,устанавливающее для кредитных организаций порядок ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов.

Положение предусматривает, что первоначальное признание в бухгалтерском учете производных финансовых инструментов (ПФИ) будет осуществляться на дату заключения соответствующего договора.

Учитываться ПФИ будут на вновь открываемых балансовых счетах по справедливой стоимости - цене, которая может быть получена при продаже ПФИ, представляющего собой актив, или которая подлежит уплате при передаче (урегулировании) ПФИ, являющегося обязательством, при обычной сделке между участниками рынка на дату оценки.

При определении справедливой стоимости необходимо будет руководствоваться информацией, получаемой с рынка, являющегося для конкретного ПФИ активным (на котором операции с данным ПФИ совершаются на регулярной основе и информация о цене является общедоступной). Если операции с ПФИ осуществляются на неактивном рынке (характерными особенностями которого является в частности, осуществление операций с данным ПФИ на нерегулярной основе), справедливая стоимость определяется исходя из представляемой брокерами или иными субъектами рынка информации о ценах (котировках), стоимости ПФИ,сопоставимых с оцениваемым ПФИ, или применяя иные методы оценки. Используемые методы оценки должны быть закреплены в учетной политике.

Положение устанавливает правила определения ПФИ в качестве актива, либо в качестве обязательства. Установлено,что ПФИ, представляющие собой актив, должны отражаться на активном балансовом счете 52601; ПФИ, представляющие собой обязательство, - на пассивном балансовом счете 52602 (соответствующие дополнения планируется внести в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях).

Результат изменений справедливой стоимости(определяемый, в частности, в последний рабочий день месяца, на дату прекращения признания ПФИ, на дату возникновения требований или обязательств по уплате в соответствии с договором промежуточных платежей) отражается на счетах по учету доходов и расходов от производных финансовых инструментов.

Положение вступит в силу с 1 января 2012 года.

ФНС РФ от 15.06.2011 N ЕД-4-3/9433 "О порядке формирования резерва сомнительных долгов при исчислении налога на прибыль"

При исчислении налога на прибыль банками в расчет резерва по сомнительным долгам могут быть включены суммы задолженности по процентам по займам, в отношении которых отсутствует договор залога

В письме ФНС РФ сообщается о возможности формирования банками резервов по сомнительным долгам, в части задолженности по процентам по предоставленным ссудам в порядке, предусмотренном статьей 266 НКРФ. Согласно названной норме сомнительным долгом признается задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров (работ, услуг),если она не погашена в установленные договором сроки, и, в частности, не обеспечена залогом.

При этом отмечено, что если условиями договора о залоге предусматривается обеспечение залогом только суммы основного долга, то в этом случае задолженность по процентам может быть включена в состав сомнительной задолженности для расчета резерва по сомнительным долгам.

Письмо ФНС РФ от 28.06.2011 NЕД-4-3/10246@ "О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 31.05.2011 N 03-07-15/55 по вопросу о порядке восстановления налога на добавленную стоимость, а также применения налога на прибыль организаций налогоплательщиками, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), в случае предоставления им из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат поуплате таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость"

Минфином РФ даны разъяснения по вопросам налогообложения НДС и налогом на прибыль финансовой помощи в виде субсидий,предоставляемой участникам реализации проекта "Сколково"

Действующим законодательством предусматривается предоставление финансовой помощи участникам проекта на возмещение их затрат по уплате таможенных пошлин и НДС (путем перечисления субсидии управляющей компании) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ для целей их использования, в том числе при строительстве объектов недвижимости или необходимых для осуществления исследовательской деятельности на территории Центра.

Разъяснения касаются ситуации, когда при ввозе указанных товаров на территорию РФ услуги таможенного брокера(представителя) осуществляются управляющей компанией от имени и по поручению лица, участвующего в реализации проекта.

Сообщается, в частности, что уплаченные при ввозе суммы НДС не подлежат вычетам. Суммы налога по этим товарам, ранее принятые к вычету, следует восстановить в том налоговом периоде, в котором были получены суммы предоставляемых субсидий.

Также отмечено, что субсидии, поступающие управляющей компании, оказывающей услуги таможенного брокера, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, поскольку эти суммы являются доходом участников проекта. Если участник не воспользовался освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль на основании статьи 264.1 НК РФ, при формировании налоговой базы суммы предоставленных субсидий учитываются ими в составе вне реализационных доходов.

Письмо ФНС РФ от 05.07.2011 NЗН-4-1/10659@ "О порядке указания информации в расчетных документах"

Минфином РФ сообщены особенности заполнения платежного поручения для перечисления в бюджет обязательных платежей в связи с предоставлением банковской гарантии производителям алкогольной продукции

Данные разъяснения о порядке заполнения расчетных документов адресованы банкам-гарантам, исполняющим обязанности по уплате в бюджет денежной суммы в размере авансового платежа акциза в случаенеуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы акциза по реализованной продукции, а также налоговым органам в случае реализации ими права бесспорного списания сумм с банка-гаранта.

Напомним, что с 1 июля 2011 года отдельные категории производителей алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны уплачивать авансовые платежи по акцизам. Возможность не уплачивать этот платеж предоставляется в случае, если в налоговую инспекцию будет представлена банковская гарантия (ст. 194, 204 НК РФ).

ЭКОНОМИКА

Указ Президента РФ от 01.07.2011 N880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан"

С 1 июля 2011 года отменен таможенный,транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан


Также с 1 июля 2011 года отменяется контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязанности по страхованию своей гражданской ответственности на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан.

Приказ Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 N 147 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития РФ от 10 сентября 2008 г. N 270" Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2011 N 21229.

Ставки арендной платы за земельные участки для строительства олимпийских объектов дифференцированы в зависимости от категории земель

До внесения поправок в Приказ Минэкономразвития РФ ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены для строительства, реконструкции и капитального ремонта олимпийских объектов, составляла 0,1 процент от кадастровой стоимости земельного участка. Теперь ставка арендной платы составит:

- в отношении земельных участков, отнесенных к категории населенных пунктов, - 17,22 руб./кв. м;

- в отношении земель, отнесенных к категории особо охраняемых территорий, - 3,04 руб./кв. м;

- в отношении участков, отнесенных к иным категориям, - 7,15 руб./кв. м.

Данные ставки установлены на срок до 1 января 2015 года.

Положение, устанавливающее размер арендной ставки после указанной даты, признано утратившим силу.

Приказ Минэкономразвития РФ от 27.05.2011 N 242 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий метрополитена" Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2011 N 21225.

Ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных для размещения линий метрополитена, установлена в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости соответствующего участка

Соответствующий Приказ был принят Минэкономразвития РФ.

• СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 515 "О внесении изменения в пункт 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг"

Гражданам, имеющим право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, теперь будут оплачиваться расходы на проезд, в том числе и в фирменных поездах

Важным условием оплаты таких расходов является отсутствие возможности проезда в поездах других категорий.

Соответствующее дополнение внесено в "Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам социальной помощи..." (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864).

Правила определяют порядок финансового обеспечения расходов по оплате отдельным категориям граждан (в том числе инвалидам и участникам ВОВ, лицам, подвергшимся воздействию радиации, детям-инвалидам) бесплатного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, оплату проезда к месту лечения и обратно, предоставление лекарственных препаратов.

ФСС РФ от 24.06.2011 "Новый формат бланка нетрудоспособности"

Новый листок нетрудоспособности отвечает современным требованиям: его легко заполнить, а также проверить подлинность содержащихся в нем сведений

С 01.07.2011 на территории РФ вводится новая форма бланка больничного листка (утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н). По Информации ФСС РФ, применение бланка старого образца прекращается "с первого числа следующего месяца". Видимо, в Информации речь идет о 1 июля 2011 года, поскольку именно с этой даты утрачивает силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2007 N 172, которым была утверждена старая форма бланка.

При разработке новой формы бланка были учтены и исправлены все ранее имевшиеся недостатки.

Так, в частности, сообщается, что новый бланк соответствует современным техническим стандартам, в том числе по степени защиты от фальсификации (в том числе за счет штрих-кода с уникальной комбинацией из 12 цифр). Увеличен формат бланка с A5 до A4. Для облегчения его заполнения на оборотной стороне листка размещена памятка.

Новый формат предполагает автоматическую обработку машиносчитываемого документа. Для целей автоматической идентификации предусматривается внесение, в том числе, ОГРН лечебно-профилактического учреждения, регистрационного номера организации, ИНН и СНИЛС сотрудника. Значительная часть информации закодирована (в том числе причина нетрудоспособности, отметки о нарушении режима).

Вся информация должна вноситься печатными буквами в соответствующие поля.

Отмечено также, что введение нового бланка совпадает с началом реализации пилотного проекта на территории Карачаево-Черкесской Республики и Нижегородской области (в данных регионах предусматривается переход на новый порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности - не через работодателя, а напрямую из Фонда застрахованному лицу).

Информация ФСС РФ от 01.07.2011

Листки нетрудоспособности, выданные до 30 июня 2011 года включительно, являются действительными до окончания периода нетрудоспособности, указанного в них

Переоформления их на больничные листки нового образца (вводятся в обращение с 1 июля 2011 года) не требуется.

По информации ФСС РФ все листки нетрудоспособности, выданные до указанной даты и закрытые надлежащим образом, являются основанием для назначения пособия. Неизрасходованные листки старого образца подлежат уничтожению с 1 июля 2011 года в соответствии с установленным порядком.

Сообщается также, что региональные отделения ФСС РФ обеспечены необходимым количеством новых бланков. Разъяснения по вопросам их оформления можно получить по телефонам "горячей линии" всех отделений Фонда.

• ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В Российской Федерации вводится обязательный межведомственный обмен информацией и документами, необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг

В соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с 1 июля 2011 года органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя документы и информацию, которые уже имеются у государственных органов и организаций, органов местного самоуправления.

В связи с этим положением нормами, устанавливающими и регламентирующими запрос и предоставление необходимой информации и документов самими государственными и муниципальными органами ("межведомственный обмен информацией и документами"), дополнены законодательные акты в сферах:

пенсионного обеспечения и социальной помощи;

регистрационного учета граждан РФ и миграционного учета;

кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на них;

хозяйственно-предпринимательской деятельности, в т.ч. государственной регистрации хозяйствующих субъектов и лицензирования отдельных видов деятельности;

налогового учета и контроля;

образования;

государственной регистрации актов гражданского состояния.

Дополнения, устанавливающие более подробное регламентирование процедур межведомственного обмена информацией и документами, внесены и в упомянутый Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В отношении отдельных процедур межведомственного обмена установлен переходный период, в течение которого регулирование этих процедур осуществляется в соответствии с актами Правительства РФ и законами субъектов РФ.

Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Полномочия по проведению техосмотра транспортных средств будут переданы операторам, аккредитованным профессиональным объединением страховщиков

Подписан Закон, определяющий цели и принципы проведения техосмотра (ТО), в том числе:

- территориальная и ценовая доступность для населения услуг по проведению ТО;

- право выбора гражданами, юридическими лицами операторов ТО;

- конкуренция операторов ТО.

Техосмотр будет проводиться операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в соответствии с правилами его проведения, установленными Правительством РФ, на основе договора о проведении техосмотра за плату с периодичностью, установленной Законом. По результатам проведения ТО выдается талон технического осмотра или по заявлению владельца транспортного средства международный сертификат технического осмотра.

Органами исполнительной власти субъектов РФ будут утверждаться нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов РФ и для муниципальных образований в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, установленной Правительством РФ.

В Законе закреплена действующая в настоящее время периодичность проведения ТО (Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880). Освобождены от прохождения ТО в том числе легковые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн и мототранспортные средства в первые 3 года, включая год их выпуска в обращение.

Предельный размер платы за проведение ТО будет устанавливаться высшим исполнительным органом субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной ФСТ РФ.

Обязательное страхование гражданской ответственности будет осуществляться только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра.

Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств.

Закон предусматривает постепенный переход к новому порядку прохождения ТО. В течение 2-х лет после дня вступления Закона в силу ТО может проводиться по выбору владельца транспортного средства:

- полицией в местах, оборудованных для проведения государственного технического осмотра;

- в пунктах технического осмотра операторами технического осмотра.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева"

Регистрация граждан должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания)

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ отметил, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 14-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 20.1 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина"

Установленный законом запрет на публичное выражение государственным служащим своего мнения относительно деятельности органов государственной власти не является абсолютным

Признано не противоречащим Конституции РФ нормативное положение Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающее запрет государственному гражданскому служащему допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, включая решения вышестоящего государственного органа либо органа, в котором служащий замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности.

По мнению Конституционного Суда РФ, это положение не может рассматриваться как не допускающее публичного выражения государственным служащим своего мнения, суждений и оценок о деятельности госорганов. При этом предполагается, что при оценке правомерности действий государственного служащего (в т.ч. сотрудника полиции) необходимо учитывать содержание допущенных им публичных высказываний, суждений или оценок, их общественную значимость и мотивы, а также соотношение причиненного им ущерба для государственных или общественных интересов с ущербом, предотвращенным в результате публичного выступления.

Кроме того, необходимо учитывать и наличие либо отсутствие возможности у государственного служащего защитить свои права или государственные либо общественные интересы, нарушение которых послужило поводом для его публичного выступления, иными предусмотренными законом способами. Значимыми при оценке правомерности указанных действий государственного служащего, как отметил Конституционный Суд РФ, могут быть и другие обстоятельства.

Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2011 N 1076-р

С 1 сентября 2011 года информация о проведении открытых конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии подлежит размещению на официальном сайте www.torgi.gov.ru

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими ведение, разработку и эксплуатацию этого сайта, определены Минэкономразвития РФ и Минкомсвязь РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 14.09.2009 N 1310-р, которым был определен адрес сайта в сети Интернет (www.technology.gov.ru) для размещения извещений о проведении открытых конкурсов или открытых аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии, признано утратившим силу.