КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 07.06.2011


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева"

Посмотреть все "горячие" документы


  • ФИНАНСЫ
  • ЭКОНОМИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  • ГОСУДАРСТВО
• ФИНАНСЫ

Приказ Минфина РФ от 25.04.2011 N50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи" Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2011 N 20860.

Установлены процедуры взаимодействия участников электронного документооборота в рамках выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи

Электронный документооборот счетов-фактур между продавцом и покупателем осуществляется через специализированные организации-операторы электронного документооборота.

Использование электронного документооборота счетов-фактур допускается при обязательном применении сертифицированных в соответствии с законодательством РФ систем криптографической защиты информации, совместимых со средствами такой защиты,применяемыми ФНС РФ, и позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации.

Утвержденным Порядком детализированы процедуры выставления и получения счетов-фактур в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

Приказ ФНС РФ от 01.04.2011 NММВ-7-8/247@ "О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 29.11.2005 N САЭ-3-19/622@ "Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите" Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2011 N 20886.

Утвержденные ФНС РФ формы договоров об инвестиционном налоговом кредите не могут применяться в отношении региональных налогов и налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ

Соответствующие изменения внесены в Приказ ФНС РФ от 29.11.2005 N САЭ-3-19/622@, которым утверждены названные формы договоров. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регулируются статьей 67 Налогового кодекса РФ.

Минфина РФ от 24.05.2011 N02-03-09/2138

Минфином РФ даны разъяснения по вопросам,связанным с осуществлением операций со средствами, поступающими получателям средств федерального бюджета, уставы которых не приведены в соответствие с действующим законодательством РФ

В связи с проводимой реформой,направленной на совершенствование правового положения государственных(муниципальных) учреждений, до 1 июня 2011 года учредителями должны быть внесены изменения в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений.

Поскольку связанные с этим мероприятия требуют длительных процедур, Минфин РФ считает возможным при санкционировании операций таких учреждений руководствоваться положениями уставов в их прежней редакции, т.е. до внесения в них изменений.

Кроме того, сообщается о нецелесообразности внесения уточнений, связанных с изменением типа учреждения,в разрешительные документы на осуществление приносящей доход деятельности до окончания срока их действия.


Минэкономразвития РФ от 25.05.2011 N д06-2649 "О разъяснении порядка налогообложения"

По мнению Минэкономразвития РФ, действующее законодательство предусматривает возможность регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя

Сообщается, что с 1 января 2011 года на основании новой редакции пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Исходя из положений Закона о банкротстве, предусматривающих возможность занятия арбитражными управляющими иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью, а также определения предпринимательской деятельности, содержащегося в статье 2 Гражданского кодекса РФ, Департаментом Минэкономразвития РФ сделан вывод о том, что действующее законодательство предусматривает возможность регистрации арбитражного управляющего в качестве ИП.

Отметим при этом, что отмена обязательного требования о регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в пункте 3 Определения от 03.11.2009 N 1364-О-О. В частности, было указано, что регистрация арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя не сочетается с реальным характером деятельности арбитражного управляющего как лица, осуществляющего преимущественно публичные функции. Публичные функции, возложенные на арбитражного управляющего, выступают в качестве своего рода пределов распространения на него статуса индивидуального предпринимателя.

Указание Банка России от 20.04.2011 N 2613-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков" Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20852.

При расчете норматива достаточности собственных средств (капитала) банка должен будет учитываться еще один показатель - ПК (операции с повышенным коэффициентом риска)

Соответствующее дополнение внесено в Инструкцию ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И, устанавливающую числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков.

Согласно внесенным изменениям, в частности, в формулу расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) включен дополнительный показатель ПК - операции с повышенным риском, и определен порядок расчета данного показателя. Установлено, например, что включаемые в расчет показателя активы уменьшаются на величину сформированных по ним резервов на возможные потери. Участвующие в расчете активы, подпадающие под действие двух и более разных повышенных коэффициентов риска, включаются в расчет с однократным применением наибольшего коэффициента риска.

Инструкция дополнена также положениями, касающимися порядка использования данных о рейтинге долгосрочной кредитоспособности заемщика банка (эмитента ценных бумаг, выпуска ценных бумаг).

С учетом изменений, внесенных в формулу расчета норматива Н1, соответствующие поправки внесены в Приложение N 1 к Инструкции, содержащей перечень кодов (расшифровок балансовых счетов) для расчета нормативов.

Указание Банка России от 30.05.2011 N 2641-У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России"

По депозитным операциям Банка России установлены процентные ставки

Начиная с 31 мая 2011 года фиксированные процентные ставки по депозитным операциям Банка России на стандартных условиях "овернайт", "том-некст", "спот-некст", "до востребования" устанавливаются в размере 3,5 процента годовых.

Информационное письмо Росстрахнадзора от 26.05.2011 N С-3609/04-01 "Об отражении страховыми организациями в промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года доходов и расходов по операциям, связанным с прямым возмещением убытков"

Страховым организациям даны разъяснения по вопросу отражения в бухгалтерской отчетности доходов и расходов по операциям, связанным с прямым возмещением убытков по договорам ОСАГО

Согласно поправкам, внесенным в "Правила формирования страховых резервов...", утвержденные Приказом Минфина РФ от 11.06.2002 N 51н, в случае если по соглашению о прямом возмещении убытков расчеты между страховщиками осуществляются исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат, то в расчете финансового результата по данной учетной группе должны учитываться доходы и расходы, возникшие в результате списания дебиторской и кредиторской задолженности.

Поскольку в разделе II Отчета о прибылях и убытках страховой организации (форма N 2 - страховщик) соответствующих строк не предусмотрено, Росстрахнадзор рекомендует указанные доходы и расходы отражать по группам статей "Прочие доходы, кроме доходов, связанных с инвестициями" и "Прочие расходы, кроме расходов, связанных с инвестициями" раздела III Отчета о прибылях и убытках страховой организации (форма N 2 страховщик).

• ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 01.06.2011 N 103-ФЗ "О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"

Ратифицировано Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, подписанное 20 ноября 2009 года в Ялте

Соглашение направлено на унификацию правил определения страны происхождения товаров на таможенных территориях государств - участников СНГ.

Соглашение ратифицировано с рядом оговорок, в частности, для определения страны происхождения товаров по товарным позициям ТН ВЭД 1507 - 1515 (различные виды масел) и 1701 (твердый сахар) Россия сохраняет за собой право применять критерий достаточной обработки/переработки товара, выражающийся изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, произошедшим в результате обработки/переработки.

Оговорки, однако, не распространяются на взаимную торговлю между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Постановление Правительства РФ от 26.05.2011 N 414 "О внесении изменений в Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС"

Внесены уточнения в порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

В частности, установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товара.

Статистическая форма представляется в электронном виде:

с использованием электронной цифровой подписи (при наличии);

в случае отсутствия электронной цифровой подписи - с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС РФ в сети Интернет, с обязательным представлением копии на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом), заверенной подписью и печатью заявителя (при ее наличии).

Постановление Правительства РФ от 26.05.2011 N 422 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"

С 1 июня 2011 года вновь увеличиваются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные товары из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 462,1 доллара США против 453,7 доллара США, применяемых в настоящее время. Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 215,8 доллара США (сейчас - 211,8 доллара США доллара США). С 304 до 309,6 доллара США повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 189,8 доллара США (в настоящее время - 130,2 доллара США). На бензины товарные ставка пошлины установлена в размере 415,8 доллара США (в мае - 408,3 доллара США).

• СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Федеральный закон от 01.06.2011 N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

С 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда повышен с 4330 до 4611 рублей в месяц

Указанное изменение внесено в Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

В соответствии с данным Законом минимальный размер оплаты труда применяется только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Согласно Трудовому кодексу РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

• ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 31.05.2011 N 101-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе российского казачества"

Подписан Закон, направленный на совершенствование порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации

Внесенными изменениями уточняется, что управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

Введено понятие "всероссийское казачье общество" - это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества будет утверждаться Президентом РФ.

Предусмотрено, что внесению в государственный реестр казачьих обществ подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, соответствует численности таких членов казачьего общества, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области ведения государственного реестра казачьих обществ в РФ, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

Атаман войскового казачьего общества будет избираться высшим органом управления войскового казачьего общества сроком на 5 лет и утверждаться Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами (ранее он утверждался Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами).

Установлены дополнительные ограничения для кандидата на должность атамана войскового казачьего общества. В частности, кандидатом не может быть выдвинут член хуторского, станичного или городского казачьего общества:

имеющий неснятую или непогашенную судимость;

содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

которому в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ предъявлено обвинение в совершении преступления.

Подробно регламентированы требования к ведению государственного реестра казачьих обществ, требования к документам, необходимым для внесения общества в реестр. Предусмотрен перечень оснований для приостановления процедуры внесения общества в реестр, отказа во внесении в реестр и исключения из него.

Кроме того, установлено, что подготовка несовершеннолетних граждан РФ к государственной или иной службе российского казачества будет осуществляться в общеобразовательных учреждениях - казачьих кадетских корпусах.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся порядка ведения государственного реестра казачьих обществ, приостановления процедуры внесения общества в реестр, отказа во внесении в реестр и исключения из него, вступающих в силу с 15 сентября 2011 года.

Постановление Правительства РФ от 27.05.2011 N 424 "О машиночитаемой записи в паспорте гражданина Российской Федерации"

В паспортах гражданина РФ, которые будут выдаваться после 1 июля 2011 года, появится машиночитаемая запись, содержащая всю основную информацию паспорта

Такая запись будет содержать, в частности, Ф.И.О., пол и дату рождения, номер и серию паспорта, а также информацию о дате выдачи и органе, выдавшем паспорт.

Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2011 N 957-р

С 1 июня 2011 года обеспечиваемая за счет средств федерального бюджета оплата труда должна быть увеличена на 6,5 процента

Такое распоряжение дано Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета.

Увеличение оплаты труда направлено на:

работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;

работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";

работников государственных академий наук и подведомственных им учреждений.

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"

Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность передачи споров по поводу недвижимого имущества на рассмотрение третейских судов

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", как допускающие - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - рассмотрение третейскими судами гражданско-правовых споров, касающихся недвижимого имущества (в том числе об обращении взыскания на имущество, заложенное по договору об ипотеке), и государственную регистрацию соответствующих прав на основании решений третейских судов, не противоречащими Конституции РФ.

Конституционный Суд, в частности, указал, что названные взаимосвязанные положения:

не содержат неопределенности в вопросе о возможности передачи на рассмотрение третейскими судами споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе по поводу недвижимого имущества, которые предполагают дальнейшую государственную регистрацию перехода прав на это имущество, поскольку право участников спора на свободное распоряжение принадлежащими им гражданскими правами вытекает из статей 34 (часть 1) и 45 (часть 2) Конституции РФ, а необходимость государственной регистрации перехода прав на имущество, ставшее объектом спора, само по себе не меняет характера правоотношений, который является решающим для определения возможной компетенции третейского суда по рассмотрению такого спора;

допуская осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании решения как государственного, так и третейского суда, не отождествляют тем самым понятие "суд" и "третейский суд" в контексте функции отправления правосудия, присущей исключительно государственному суду, но лишь приравнивают - для целей государственной регистрации или обращения взыскания на имущество - последствия вынесения решения государственным судом и посредством третейского разбирательства, что согласуется как с конституционным требованием об осуществлении правосудия только судом, так и с природой третейского разбирательства как общепризнанной альтернативной формы защиты гражданских прав;

не предполагают возможность разрешения третейским судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не участвовавших в третейском разбирательстве и не связанных третейским соглашением, права которых подлежат защите в силу статьи 46 Конституции РФ в предусмотренных процессуальным законодательством РФ судебных процедурах.