КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера Выпуск от 17.02.2011


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы.Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Утверждены новая форма декларации по налогу на прибыль и порядок ее заполнения

2. Рекомендованы коды некоторых видов подакцизных товаров, используемые при заполнении деклараций по акцизам и косвенным налогам с 1 января 2011 г.

3. При продаже импортных продовольственных товаров для определения ставки НДС необходимо руководствоваться кодами ТН ВЭД

4. При ввозе товаров из Таможенного союза в заявлении можно указывать дополнительную информацию

5. Уменьшение ЕНВД на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности

6. Порядок учета в расходах сумм страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области IT-технологий

Комментарии

1. Вправе ли покупатель принять к вычету НДС по счету-фактуре, который выставлен продавцом,применяющим УСН?

2. Необходимо ли уплатить НДС с пеней, полученных от покупателя за нарушение срока оплаты поставленного товара?

Судебное решение недели

Инспекция не вправе выносить решение по камеральной проверке на основании первичной декларации, если была подана уточненная

Новости

1. Утверждены новая форма декларации по налогу на прибыль и порядок ее заполнения

Приказ ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@"Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения";

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 172н"О признании утратившими силу Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 54н и от 16 декабря 2009 г. N 135н".

ФНС России утвердила новую форму декларации по налогу на прибыль организаций, а также порядок ее заполнения и формат для передачи сведений в электронном виде. В новой форме учтены изменения в Налоговый кодекс РФ, действующие с 2010 г. Декларацию за 2010 г. нужно подготовить уже по новой форме (напомним, что подать ее в инспекцию требуется не позднее 28 марта 2011 г.). Соответственно, начиная с отчетности за2010 г. утрачивает силу ранее действовавшая форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от05.05.2008 N 54н (Приказ от 15.12.2010 N 172н).

Большинство изменений касается расчета доходов в виде дивидендов и доходов по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС). Кроме того, добавлены некоторые дополнительные поля. В целом же форма декларации почти не изменилась.

В 2010 г. был изменен один из показателей, который используется в формуле расчета доходов в виде дивидендов.Эту формулу применяют компании - налоговые агенты, выплачивающие дивиденды своим участникам-организациям (ст. 275 НК РФ). Соответственно, скорректированы некоторые формулировки указываемых в Разделе А Листа 03 показателей.

Изменения в Листе 05 обусловлены нововведениями в порядок определения налоговой базы по операциям с ФИСС.

Лист 01 дополнен двумя новыми графами:"ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения)"и "Форма реорганизации, ликвидация (код)". Последнее поле заполняется в закодированном виде в соответствии с Приложением 1 к Порядку заполнения.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, должны заполнять Подраздел 1.2 Раздела 1. В этом подразделе введено дополнительное поле. Оно предназначено для указания кода квартала, на который исчисляются ежемесячные авансовые платежи. Отметим, что Подраздел 1.2 Раздела 1 не включается в состав декларации,подаваемой за налоговый период.

В Листе 02 появились строки 320 - 340 для внесения сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале следующего налогового периода. Эти строки следует заполнять в декларации за девять месяцев при применении общего порядка уплаты авансовых платежей. Однако если налогоплательщик, который исчисляет авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли,переходит с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога, то эти строки ему нужно заполнить в декларации за одиннадцать месяцев.

В Приложении 1 к Листу 02 в составе в нереализационных доходов(кроме стоимости МПЗ или иного имущества), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств или при ремонте, отражается сумма доходов в виде стоимости материалов, полученных при модернизации, реконструкции,техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств ! (строка 102). Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, должны обратить внимание на строку 106 рассматриваемого Приложения. Там указывается полученный такими лицами доход по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке (п. 5 ст. 304 НК РФ). Кроме того, для указанных лиц в Приложении 2 к Листу 02 предусмотрена новая строка 206, которая предназначена для отражения расхода по таким операциям. В Приложениях 1 и 2 к Листу 02 также скорректированы строки, заполняемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Помимо этого в Порядке заполнения декларации указано, что в косвенных расходах по строке 041 Приложения 2 к Листу 02 не отражаются страховые взносы в ПФР, ФСС и ФОМС.

И последнее - появился дополнительный лист "Приложение к налоговой декларации". Там указываются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, и расходы,учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков. Это Приложение заполняется по кодам, приведенным в Приложении N 4 к Порядку заполнения декларации.

2. Рекомендованы коды некоторых видов подакцизных товаров, используемые при заполнении деклараций по акцизам и косвенным налогам с 1 января 2011 г.

Письмо ФНС России от 08.02.2011 N КЕ-4-3/1875@"О кодах видов подакцизных товаров в отношении спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива, при заполнении налоговых деклараций по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий,представляемых по операциям, совершаемым с 01.01.2011";

Письмо ФН! С России от 04.02.2011 N КЕ-4-3/1761@"О кодах видов подакцизных товаров в отношении автомобильного бензина,дизельного топлива, спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива, при заполнении налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза, представляемой по операциям по ввозу подакцизных товаров, совершаемым с 01.01.2011".

С 1 января 2011 г. в перечень подакцизных товаров включен спирт коньячный (подп. 1.1 п. 1 ст. 181 НК РФ). Кроме того, уточнен перечень алкогольной продукции. В частности, к ней отнесены напитки, изготавливаемые на основе пива (подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ). Однако для этих товаров не предусмотрены коды в Приложении N 2 к Порядку заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (далее -Порядок), утвержденному Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н. До внесения соответствующих изменений в указанное Приложение ФНС России при заполнении декларации по акцизам предлагает использовать следующие коды:

- 130 - спирт коньячный;

- 210, 220 или 230 - напитки,изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (в зависимости от содержания в них последнего);

- 320 - напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового.

Следует отметить, что ранее, в Письме от 13.12.2010 N ШС-37-3/17401@, ФНС России рекомендовала коды для автомобильного бензина и дизельного топлива,которые также не содержатся в Приложении N 2 к Порядку (см. выпуск обзора от 22.12.2010). Напомним, что с 1 января 2011 г. ставки акциза на эти товары дифференцируются по классам.

Коды в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива (в зависимости от их классов), спирта коньячного и напитков, изготавливаемых на основе пива, необходимы также для заполнения декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного союза. Но и в Приложении N 3 к Порядку заполнения указанной декларации, который утвержден Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н, коды этих видов подакцизных товаров не установлены. В Письме от 04.02.2011 N КЕ-4-3/1761@ ФНС России указывает, что до внесения соответствующих изменений в Приложение N 3 при заполнении декларации по косвенным налогам можно отражать коды, рекомендованные в упомянутых выше разъяснениях.

3. При продаже импортных продовольственных товаров для определения размера ставки НДС необходимо руководствоваться кодами ТН ВЭД

Письмо ФНС России от 01.02.2011 N КЕ-4-3/1420@"О размере ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров"

Некоторые виды продовольственных товаров облагаются НДС по ставке 10 процентов (п. 2 ст. 164 НК РФ). Коды видов соответствующей продукции установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.Данным нормативным правовым актом утверждены:

- Перечень кодов продовольственных товаров, реализация которых внутри России облагается НДС по ставке 10 процентов. В отношении конкретного вида товара ставка определяется с помощью Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП);

- Перечень кодов продовольственных товаров, ввоз которых в Россию облагается НДС по ставке 10 процентов. При определении ставки в этом случае необходимо использовать единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД).

При этом есть группы товаров,которые включены только в один из перечней. Соответственно, ставки НДС при ввозе и при продаже таких товаров отличаются. Это касается, например, смесей замороженных овощей с другими продуктами, шампиньонов, сухих кормов для кошек и собак. Различие в ставках для последних двух видов продуктов сохранится до 1 апреля 2011 г., поскольку с этой даты начнет действовать новая редакция Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 26.01.2011.

По поводу применения различных ставок НДС в отношении товаров, входящих лишь в один из двух перечней, у налогоплательщиков на практике возникают споры с контролирующими органами.Причем если при продаже НДС уплачен по ставке 18 процентов, а при ввозе - поставке 10 процентов, то налог до начисляет таможенный орган (см. Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 N А78-9575/2009 и N А78-9576/2009). А если наоборот - то налоговая инспекция (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N А56-86720/2009). Требования проверяющих зачастую обоснованы необходимостью соответствия ставок НДС при ввозе и при"внутренней" реализации. Однако судебная практика исходит из того,что при определении ставки необходимо строго руководствоваться утвержденными перечнями. Соответственно, в отношении продажи код товара из перечня сравнивать по ОКП, а при ввозе - по ТН ВЭД. При этом неважно, что ставки различаются (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.11.2009 N7475/09).

В рассматриваемом письме ФНС России разъяснила, что с 1 апреля 2011 г. при реализации в РФ импортированных продовольственных товаров необходимо определять ставку НДС, руководствуясь кодами ТН ВЭД. Таким образом,теперь ставки налога при ввозе и реализации будут совпадать. Следует отметить,что данное разъяснение выгодно для налогоплательщиков, реализующих импортные смеси замороженных овощей с другими продуктами. Дело в том, что при определении кода такой продукции по ТН ВЭД применяется ставка НДС - 10 процентов, а по ОКП - 18 процентов. Теперь в соответствии с разъяснением ведомства при продаже таких смесей можно будет начислять НДС поставке 10 процентов.

Кроме того, ФНС России отмечает следующее. Если до 1 апреля 2011 г. налогоплательщик при реализации импортных продовольственных товаров определял размер ставки НДС по коду ОКП, то перерасчитывать уплаченные налоги ненужно. Разумеется, это относится только к случаям, когда импортному товару был присвоен правильный код ОКП.


4. При ввозе товаров из Таможенного союза в заявлении можно указывать дополнительную информацию

Письмо Минфина России от 27.01.2011 N 03-07-13/1-04

Российский импортер при ввозе товаров из Белоруссии или Казахстана уплачивает НДС по правилам, установленным в Таможенном союзе, даже если контракт был заключен с налогоплательщиком страны, не являющейся членом Союза. На это указано в п. 1.5 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе". Минфин России разъяснил, как в этом случае заполнять заявление о ввозе товаров и упл! ате косвенных налогов (Приложение 1 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов").

Напомним, что заявление состоит из трех разделов и приложения к нему. В первом разделе указываются сведения о продавце, покупателе, заключенном ими договоре и поставленных товарах. Во втором разделе проставляется отметка инспекции об уплате косвенных налогов. В третий раздел вносится информация о продавце, покупателе и договоре, причем только в случаях, если:

- реализация данного товара не облагается косвенными налогами, поскольку страна продавца не признается местом реализации;

- товар реализован покупателю через комиссионера, поверенного или агента.

В приложении указываются сведения о сделках, если в поставке товара участвует более трех лиц.

Финансовое ведомство обращает внимание, что в случае отгрузки товара с территории Белоруссии или Казахстана по договору с налогоплательщиком государства, не входящего в Таможенный союз, заполнять третий раздел заявления не требуется. В то же время в данном разделе можно указать информацию о взаимоотношениях грузоотправителя и поставщика. Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплачен! ных суммах косвенных налогов" не запрещает вносить в третий раздел дополнительную информацию. Минфин России подчеркивает, что налоговый орган не вправе отказать в приеме заявления, в третий раздел которого внесены дополнительные сведения.

Таким образом, российский импортер может указать:

- в строке 08 - наименование поставщика - налогоплательщика государства, не являющегося членом Таможенного союза;

- в строке 09 - наименование грузоотправителя - налогоплательщика государства, входящего в Таможенный союз;

- в строках 10 и 11 - коды стран данных лиц;

- в строке 12 - реквизиты договора между ними.

5. Уменьшение ЕНВД на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности

Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 03-11-06/3/3

Исчисленную за налоговый период сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам (но не более чем на 50 процентов). На это указано в п. 2 ст. 346.32 НК РФ.

В Письме от 24.01.2011 N 03-11-06/3/3 Минфин России разъяснил, как определить размер данного вычета, если плательщик ЕНВД ведет также деятельность, облагаемую в рамках ОСН, а пособия выплачивались работникам, занятым одновременно в обоих видах деятельности. По мнению министерства, в этом случае необходимо воспользоваться порядком определения расходов, установленным в п. 9 ст. 274 НК РФ. В данной норме указано, что при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы и расходы, которые относятся к деятельности, облагаемой ЕНВД. Если невозможно разделить расходы между видами деятельности, которые облагаются в соответствии с различными системами налогообложения, то расходы, относящиеся к облагаемой ЕНВД деятельности, определяются пропорционально доле доходов от такой деятельности в общем объеме доходов. Таким образом, если работодатель производил выплату пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в нескольких видах деятельности (например, административно-управленческий, обслуживающий персон! ал), то размер вычета по ЕНВД определяется в указанном выше порядке.

Кроме того, финансовое ведомство обращает внимание, что в расчет принимаются только пособия, выплаченные из средств работодателя. Отметим, что напрямую из п. 2 ст. 346.32 НК РФ такого вывода не следует. Однако при заполнении декларации по ЕНВД в соответствующую строку вносятся суммы пособий, выплаченных именно из средств налогоплательщика (п. 6.4 Порядка заполнения декларации по ЕНВД, утв. Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н).

Кроме того, ЕНВД нельзя уменьшить на суммы пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

6. Порядок учета в расходах сумм страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области IT-технологий

Письмо Минфина России от 26.01.2011 N 03-03-06/1/25

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, уплачивают страховые взносы во внебюджетные фонды по пониженному тарифу (п. 4 ч.! 2 ст. 57, п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Такая возможность была им предоставлена Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ. Причем п. 3 ст. 3 этого Закона предусматривалось, что действие льготы распространяется на период с 1 января 2010 г. В результате для целей налога на прибыль в I - III кварталах 2010 г. на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходах были учтены взносы в большей сумме, что привело к занижению налогооблагаемой базы.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, как указанным организациям скорректировать обязательства по налогу на прибыль. Излишне учтенные в расходах за девять месяцев 2010 г. суммы взносов следует восстановить и отразить в доходах по итогам налогового периода 2010 г. Представлять уточненные налоговые декларации за предшествующие отчетные периоды 2010 г. не требуется. Финансовое ведомство указало, что основания для начисления пеней и штрафов в данном случае отсутствуют, поскольку занижение налога на прибыль произошло вследствие придания нормам законодательства обратной силы.

Комментарии

1. Вправе ли покупатель принять к вычету НДС по счету-фактуре, который выставлен продавцом, применяющим УСН?

Название документа:

Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-07-11/456

Комментарий:

Минфин России подтвердил свою позицию по вопросу о праве на вычет НДС по счету-фактуре, который выставлен поставщиком, применяющим УСН. В рассматриваемом Письме указано, что счета-фактуры обязаны оформлять плательщики НДС, а также комиссионеры или агенты (в том числе применяющие УСН), которые реализуют товары (работы, услуги) от своего имени (п. 1 и 3 ст. 169 НК РФ). Организации, перешедшие на УСН, по общему правилу не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Но есть исключения. Плательщики УСН должны перечислять НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также по договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ (п. 2, 3 ст! . 346.11, ст. 174.1 НК РФ). Если счет-фактура выставлен организацией-продавцом, которая не исполняет обязанностей по ст. 174.1 НК РФ и не реализует товары (работы, услуги) на основании договора комиссии или агентского договора, то у покупателя права на вычет НДС нет. Аналогичное мнение финансовое ведомство уже высказывало в Письмах от 01.04.2008 N 03-07-11/126, от 24.10.2007 N 03-07-11/516. ФНС России поддерживает эту позицию (Письмо от 06.05.2008 N 03-1-03/1925). Но лишь в одном решении арбитражного суда сделан такой ж! е вывод (Постановление ФАС Поволжского округа от 07.10.2008 N А55-17484/2007).

Дело в том, что рассматриваемый вопрос является спорным. Действительно, организации, перешедшие на УСН, не должны выставлять своим контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Но если плательщик УСН все-таки выставил такой счет-фактуру, он обязан перечислить налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И в этом случае покупателю товаров (работ, услуг) вычет НДС предоставляется в общеустановленном порядке. Отметим, что в более! ранних разъяснениях Минфин России поддерживал такой подход (см. Письмо от 11.07.2005 N 03-04-11/149). Кроме того, в ст. 171 НК РФ не содержится запрета на вычет НДС по счету-фактуре, выставленному поставщиком, который применяет УСН. Следовательно, в рассматриваемой ситуации покупатель вправе заявить налог к вычету. Причем, несмотря на позицию контролирующих органов, он с большой вероятностью сможет отстоять в суде правомерность своих действий. Дело в том, что к сегодняшнему дню арбитражными судами принято множество решений, которые не отвечают точке зрения Минфина и ФНС России. Например, это Постановления ФАС Московского округа от 23.08.2010 N КА-А40/7785-10, ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2010 N А29-6157/2009, ФАС Дальневосточного округа от 29.06.2010 N Ф03-4365/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2010 N А27-13811/2009, ФАС Поволжского округа от 29.09.2010 N А72-20146/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2010 N А32-2914/2010, ФАС Центрального округа от 17.06.2010 N А64-7813/09. ФАС Уральского округа в Постановлении от 21.01.2010 N Ф09-11084/09-С2 указал, что законодательством о налогах и сборах не закреплена обязанность покупателя проверять, какой режим налогообложения применяет продавец. Поэтому если покупателем! соблюдены порядок и условия применения вычета, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, то оснований для отказа в вычете нет. Подборку судебных решений см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

2. Необходимо ли уплатить НДС с пеней, полученных от покупателя за нарушение срока оплаты поставленного товара?

Название документа:

Письмо Минфина России от 11.01.2011 N 03-07-11/01

Комментарий:

Нарушив условия договора, покупатель перечислил продавцу пени. Обязан ли поставщик уплатить НДС с полученных денежных средств? Данный вопрос Минфин России рассмотрел в Письме от 11.01.2011 N 03-07-11/01.

Финансовое ведомство указало, что в целях налогообложения пени признаются денежными средствами, связанными с оплатой поставленных товаров. Значит, с данных сумм необходимо уплатить НДС согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Исключение составляют случаи продажи товаров, не облагаемых данным налогом (п. 2 ст. 162 НК РФ). При получении этих сумм поставщик обязан зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру, который сам же выписывает в одном экземпляре. Такой порядок установлен п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). Для определения суммы налога необходимо применить расчетную ставку (п. 4 ст. 164 НК РФ). Следует отметить, что данная точка зрения уже неоднократно высказывалась официальными ор! ганами (см., например, Письма Минфина России от 20.05.2010 N 03-07-11/189, от 08.12.2009 N 03-07-11/311, от 11.09.2009 N 03-07-11/222, от 16.04.2009 N 03-07-11/107, от 11.03.2009 N 03-07-11/56).

Однако судебная практика, сложившаяся по данному вопросу, идет вразрез с позицией финансового ведомства. Дело в том, что санкции нельзя рассматривать как суммы, связанные с оплатой реализованных товаров. Ведь согласно ст. 329, 330 ГК РФ пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязательств и защиты нарушенных прав. Такой вывод содержится в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07, ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09, от 13.11.2008 N КА-А40/10586-08, ФАС Уральского округа от 16.02.2009 N Ф09-464/09-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2008 N Ф08-7246/2008, ФАС Центрального округа от 16.09.2008 N А54-3386/2006-С21. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, продавец может не уплачивать НДС с пеней, полученных от покупателя за нарушение договорных обязательств. Однако в этом случае он должен быть готов к спору с налоговыми органами.

Судебное решение недели

Инспекция не вправе выносить решение по камеральной проверке на основании первичной декларации, если была подана уточненная

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.2010 N А53-3/2010)

Организация подала в инспекцию декларацию по НДС, в которой была указана нулевая выручка. В ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что данные, приведенные в декларации, не соответствуют данным выписки банка по расчетному счету. В связи с этим суммы НДС были занижены. Согласно выпискам, облагаемую данным налогом выручку организация в проверяемом периоде получила, однако не отразила ее в расчете. Инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности за неуплату НДС, однако еще до принятия этого решения компания представила уточненную декларацию, в которой выручка была отражена правильно. Организация подала возражения к акту камеральной налоговой проверки, в которых указала, что ею подана уточненная декларация, а значит, первичная должна быть аннулирована. Однако инспекция и вышестоящий налоговый орган не приняли во внимание возражения налогоплательщика и доначислили налог, что организация оспорила через суд.

Суды всех трех инстанций признали решение налоговых органов неправомерным по следующим основаниям. Налоговая декларация с момента ее принятия налоговым органом становится документом, который свидетельствует о фактах, порождающих налоговые правоотношения (п. 1 ст. 80 НК РФ). Налогоплательщик имеет право внести изменения и дополнения в налоговую декларацию в случае обнаружения ошибок (п. 1 ст. 81 НК РФ). При этом п. 9.1 ст. 88 НК РФ установлено, что если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, то проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка - уже на ос! нове уточненной декларации. Суд установил, что оспариваемые решения инспекции приняты на основании аннулированной первичной декларации, а значит, они являются незаконными. Как указал ФАС Северо-Кавказского округа, налоговое законодательство не предоставляет налоговым органам права отказать налогоплательщику в принятии уточненной декларации или игнорировать ее содержание. Если уточненный расчет был представлен в надлежащий налоговый орган до того, как тот принял решение по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальный документ утрачивает юридическую силу. Следовательно, в такой ситуации принимать решение на основании аннулированной декларации инспекция не вправе.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2009 N А78-494/08 и ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2010 N А53-8019/2010.